Россия сулит проблемы Финляндии.
Но пока ищет снаряды в Северной Корее и ждет спасательных поставок яиц из Ирана и Турции, которые анонсируются на всю страну с телевизора как спасение. Когда-то величие закончилось "ножками Буша". А теперь спасают Москву яйца Эрдогана на фоне растущего величия.
Но санкции не работают, нет. И, конечно, Россия может воевать бесконечно. Ведь имеет до черта ресурсов. И никак не истощается от того, что половину бюджета тратит на войну.
Правда в том, что в противостоянии с Западом Россия уже напряглась по полной. И стоит Западу немного поднять уровень финансовых расходов на войну – и России уже нечем будет ответить. При том, что Запад пока вообще не чувствует этих расходов. Знает ли это Запад? Конечно, знает. Поднимет ли он планку? Никто не знает.
Но чем больше мы слышим заявлений, что в скором времени Россия может напасть на страны НАТО, тем больше возможностей у европейских и американских политиков увеличить финансовые расходы на противодействие России, а значит – на поддержку Украины. Потому что эту историю еще предстоит продать западным избирателям. Так работает демократия. И потому очень кстати то, что Путин обещает проблемы Финляндии. Это поможет коллективному Западу принять решение и поднять ставки в игре на истощение. Запад может себе это позволить. А Россия – уже нет. Потому что вы уже слышали, "что все пропало, потому что в России рекордный бюджет на оборону". А если он рекордный, то увеличивать его дальше очень тяжело.
И да, мы не должны сравнивать истощение Украины и России. Потому что один на один мы бы не выстояли. Но благодаря поддержке Запада с начала войны расходы Украины на войну тождественны расходам России на войну. И потому мы имеем приблизительное равенство на фронте. Временный паритет, достигнутый максимальным напряжением усилий России. При возможности Запада увеличить расходы.
Хочет ли Запад кинуть Украину? Ну, наверное, исходя из этого желания, Шольц и Макрон носятся с Орбаном и тратят на этого венгерского царька так много своего времени. И, может быть, поэтому администрация Байдена напряглась даже перед Рождеством, чтобы получить прогресс в переговорах о границе. Так обычно себя ведут, когда хотят кинуть?
Мы очень долго слышим, что Запад сливает Украину. И все это время Запад монотонно наращивал поддержку Украины. Да, в данный момент есть задержка с помощью. По большому счету техническая задержка, действительно очень болезненная в контексте военной помощи, но это недостаток демократий. Она должна закончиться крупными пакетами помощи как со стороны ЕС, так и со стороны США. И в Европе, и в Вашингтоне есть политическая воля поддержать Украину. И это очевидно. И это уже плюс демократий. А демократия может быть менее эффективной, чем автократия, в краткосрочной перспективе, но всегда выигрывает в долгосрочной.
Поражение Украины станет поражением для Запада. Так зачем умным и влиятельным, а еще очень богатым, проигрывать в тот момент, когда они близки к выигрышу. Усталость от войны, особенно если война очень далеко, бесконечно приятнее головной боли от увеличения рисков после выигрыша Путина. А главное, та головная боль будет гораздо дороже. А ведь мы не сомневаемся, что в Вашингтоне и в Брюсселе умеют считать деньги. И что бы там ни говорили популисты на выборах, когда они заходят в кабинеты, то аргументы национальных интересов начинают доминировать. Если они опять-таки не совсем отбитые. Но даже до потенциальной победы Трампа у этого мира есть еще целый год.
А при чем здесь яйца? Да просто иллюстрация. Ибо в стране, где все хорошо, могут расти цены на яйца. Они постоянно прыгают, что в Украине, что в США. Просто в стране, где все хорошо, рост стоимости яиц не приводит к кризису государственного уровня и очередям на несколько часов на морозе, чтобы эти яйца купить. И чем беднее страна, тем важнее цены на яйца, потому что это самый дешевый белок. А в России вдруг цены на яйца стали очень-очень важными. Несмотря на забитые рестораны в Москве и Питере. И несмотря на браваду о том, что Россия стала только сильнее.
Источник: Sergey Fursa / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора