Гюндуз Мамедов
ГЮНДУЗ МАМЕДОВ

Кандидат юридических наук, заместитель генпрокурора Украины в 2019–2022 годах

Все материалы автора
Все материалы автора

Действия следователей, прокуроров и судей, причастных к судилищам над украинскими моряками, будут оценены как военное преступление G

Главный правовой инструмент в борьбе за украинский Крым и его жителей – это международное гуманитарное право, отметил прокурор АРК Гюндуз Мамедов.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, в которой закреплены основополагающие и неотъемлемые права человека, которые являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Уже через два года ООН предложила всем странам и заинтересованным организациям определять 10 декабря каждого года как День прав человека, уважать этот праздник в память провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Итак, сегодня День прав человека.

Впрочем, сейчас это совсем не праздник, ведь, к сожалению, приходится констатировать, что с 2014 года и до сих пор пренебрежение основополагающими правами и свободами человека и их нарушения государством-оккупантом – это реалии ежедневных будней жителей временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Поэтому для прокуратуры АР Крым – это особый день, когда можно оценить, что мы сделали для крымчан и Украины в плане защиты прав человека и еще должны сделать.

Если говорить о достижениях – то с 2016 года мы четко видим, что наш главный правовой инструмент в борьбе за украинский Крым и его жителей – это международное гуманитарное право. Мы заложили это в основу стратегии развития прокуратуры Автономной Республики Крым в условиях временной оккупации на 2019–2020 годы, и мы первые среди государственных органов в Украине, кто системно трактует нарушения прав человека в Крыму как военные преступления. Вот почему одним из основных стратегически определенных приоритетов нашей деятельности является выявление, документирование и расследование всех фактов нарушений государством-оккупантом его обязательств по международному гуманитарному праву и международному праву прав человека – совершенных им военных преступлений и преступлений против человечности.

Нами принимаются исчерпывающие меры для документирования и надлежащей фиксации доказательств насильственных исчезновений, убийств, пыток наших граждан, сотен незаконных обысков и задержаний, тысячи фактов нарушений прав на свободу передвижения, вероисповедания, мирных собраний и множество других, которые не прекращаются по сей день. С 2014 года прокуратура идет непростым путем первопроходцев, перед ней ежедневно возникает бесчисленное количество вопросов: как правильно квалифицировать действия лиц, причастных к совершению военных преступлений на территории Крыма, как собрать доказательства без доступа к территории (в том числе допросить свидетелей и потерпевших), как эти доказательства оформлять, как готовить сообщение в Международный уголовный суд (МУС), каким образом международно-правовые акты применять с учетом требований национального уголовного и уголовного процессуального законодательства? Эти и другие вопросы, ответы на которые нужно найти быстро и в соответствии с законом.

Действия так называемого прокурора Крыма по запрету Меджлиса нами квалифицировано как военное преступление; действия следователей, прокуроров и судей, причастных к судилищам над украинскими моряками-военнопленными, тоже скоро будут должным образом оценены именно как военное преступление.

Своей работой мы реализуем принцип неотвратимости наказания чиновников РФ за совершенные на территории Крыма военные преступления как в украинских судах, так и путем передачи подготовленных нами материалов в Международный уголовный суд. Убежден, что взаимодействие национального (основного) и международного (комплементарного) механизма будет способствовать привлечению лиц, виновных в нарушении прав человека, к ответственности.

Доказать и показать всему миру, что эти люди являются реальными преступниками, которые вызывающе совершали и продолжают каждый день совершать преступления против Украины и гражданских лиц, которые стали заложниками ситуации, – важная миссия прокуратуры АР Крым.

Что же еще нужно сделать на уровне государства в целом и прокуратуре АР Крым в частности в контексте защиты прав жителей Крыма и привлечения виновных в нарушениях прав человека к ответственности? Я сформулировал три важных шага, которые мы должны сделать в следующем году и над которыми мы уже работаем.

1. Ратификация Римского статута! Я еще обязательно расскажу в отдельной колонке о мифах, созданных вокруг этого процесса, и попробую их развенчать. Отдельно также остановлюсь на той пользе, которую получит Украина от этой формальности. Да, это формальность, поскольку парламент Украины еще в 2015 году признал юрисдикцию Международного уголовного суда. С тех пор ситуация по Украине находится на стадии предварительного рассмотрения в этой международной судебной институции, а прокуратура АР Крым направила четыре информационных сообщения о нарушении законов и обычаев войны в офис прокурора МУС. Так что де-факто наше государство уже признало Римский статут. Осталось это оформить де-юре. Если сейчас коротко – когда ратифицируем Римский статут, мы приблизим открытие производства по Украине в Международном уголовном суде.

2. Внесение изменений в Уголовный кодекс Украины с целью приведения национального законодательства в соответствие с нормами международного гуманитарного права и международного права прав человека. В частности, [нужно] предусмотреть введение принципа универсальной юрисдикции за преступления – геноцида, агрессии, преступления против человечности и военные преступления, неприменение сроков давности за наиболее серьезные нарушения норм международного гуманитарного права. Требует расширения перечень деяний, которые должны квалифицироваться как нарушение законов и обычаев войны, в соответствии с положениями Женевских конвенций 1949 года.

3. Решение вопроса коммуникации государственных органов Украины с властями РФ, которая осуществляет эффективный контроль над оккупированной территорией полуострова. Я высказывал уже свою позицию по этому поводу в раздумьях "Можно ли защитить права украинцев в Крыму, не общаясь с оккупационным государством?".

Это те первоочередные задачи на пути к надлежащей защите прав человека в Крыму, которые мы должны решить в ближайшее время. Уверен, что если мы все – и государственные органы, и парламентарии, и общественные организации – приложим усилия для реализации этих трех шагов, то приблизим справедливую законную ответственность тех, кто нарушает права человека в Крыму.

Источник: "ГОРДОН"

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать ”ГОРДОН” на временно оккупированных территориях Читать