30-летняя война Путина и новый мировой порядок.
Приближается конец второй "30-летней войны" Европы, ее результат остается неясным. Этой катастрофы можно было бы избежать, если бы только соблюдали договоренности.
Она началась еще до того, как Путин пришел к власти, когда он и его "силовики" – вытесненные и разгневанные представители российских военных, разведывательных и служб безопасности – мечтали о восстановлении царской и советской империй и доминировании России в Европе.
Война планировалась и готовилась еще до 2014 года, когда Россия пошла в наступление, а в феврале 2022 года украинскую границу пересекли, по оценкам, 3 тыс. танков, 10 тыс. бронированных машин и почти 200 тыс. военнослужащих, чтобы нанести окончательный удар государству, которое было главным препятствием.
Через четыре года вместо ожидаемых трех дней в украинских полях осталось более 50% живой силы и техники России.
Эта война – не только за территорию или ресурсы. В России, которая в 28 раз больше Украины, достаточно и того, и другого. Это война за господство в Европе и свержение ненавистного для России мирового порядка, введенного и поддерживаемого США – с индивидуальной свободой, демократией, ответственностью правительства, нерушимостью границ и верховенством права. Порядка, отличающего западную цивилизацию от регрессивных автократий.
Это война, в которой эксплуатация ресурсов Украины и насильственное включение ее граждан в темный "русский мир" значительно усилили бы атаки России на Европу и навсегда уничтожили украинскую независимость, суверенитет и национальную идентичность.
Вторжение, начиная с его первых этапов в 2014 году, было явным нарушением "гарантий", "заверений" и "обязательств" России по суверенитету и территориальной целостности Украины согласно Будапештскому меморандуму.
Украинцы, отказавшиеся от третьего по величине ядерного арсенала в мире (который до сих пор контролируется Россией и нацелен на США) в обмен на то, что они считали железными гарантиями от трех глав государств-подписантов (США, Великобритании, России), были шокированы, узнав, что высокопоставленные чиновники администрации Обамы пренебрегли этими гарантиями, считая их не обязательными для США.
[N.B. Следует отметить, что хотя США подписали Венскую конвенцию о праве международных договоров в 1970 году, она никогда не была официально ратифицирована Сенатом и не является юридически обязательной для США, оставляющей широкую свободу действий в решении, какие соглашения, подписанные президентом, будут обязательными. Однако на практике соглашения, подписанные президентом, пользуются большим уважением даже без ратификации Сенатом.]
К чести президента Билла Клинтона, после вторжения России в 2022 году он признал важность меморандума и его юридически обязательные последствия, заявив, что не подписал бы его, если бы предполагал такие последствия.
Администрация президента Джо Байдена часто ссылалась на Будапештский меморандум и нарушение Россией суверенитета Украины, обосновывая необходимость выделения десятков миллиардов долларов для отражения российского вторжения.
Фактически администрация Байдена поддерживала на своем веб-сайте страницу о меморандуме, пока ее не удалила администрация Трампа. Даже президент Дональд Трамп, утверждая, что Россия не захватила бы ни одного сантиметра украинской земли, будь он президентом в 2014 году, имел в виду, что своевременное вмешательство США могло бы убедить Путина отступить.
Именно администрация Обамы пренебрегла меморандумом и призвала украинцев не сопротивляться Путину, опасаясь эскалации конфликта. Слабые санкции и запрет на продажу Украине летального оружия еще больше привлекли Путина к реализации своих военных планов.
В отличие от администрации Обамы, отвергнувшей (на то время неудобный) меморандум, Путин не мог представить себе столь счастливого стечения обстоятельств, когда американский президент не смог обеспечить выполнение соглашения, по которому Украина снизила риск ядерного уничтожения, рискуя собственным выживанием. Но учитывали ли высокопоставленные должностные лица администрации значительный побочный ущерб, который они нанесли глобальному верховенству права, авторитету Америки и нераспространению ядерного оружия, уверяя украинцев, что США "поддержат их"?
Когда язык соглашения настолько прост, а его намерения настолько четкие, как в меморандуме, софистика не может заменить сущности, а двусмысленность по поводу ее формы и полноты является лишь дымовым занавесом для уклонения от ответственности.
Хотя меморандум занимает только одну страницу, важно помнить, что 32 европейских страны полагаются на ст. 5 Устава НАТО, занимающую треть этой страницы. Неспособность Америки обеспечить выполнение меморандума привела к большим разрушениям и нестабильности, которые мы видим сегодня.
Если бы меморандум был соблюден, а США и Великобритания заняли жесткую позицию, когда Путин впервые решил его нарушить, могли бы быть альтернативы войне, такие как жесткие санкции, скорая военная логистическая поддержка Украины, задержание российских суверенных активов, декларация Украины о нейтралитете и вступлении Украины.
Даже простой созыв конференции четырех подписантов (как того требует меморандум) мог бы заставить Россию отступить. Меры по исправлению ситуации могли быть решены вскоре после нарушения и полностью входили в полномочия президента. Возможно, президент Трамп был прав, когда сказал, что Путина можно и нужно было остановить в 2014 году. Меморандум предоставлял как обязательство, так и легитимность для этого.
Однако Украина не может повернуть время вспять. Она должна смотреть в будущее, в котором меморандум остается основой ее отношений с тремя глобальными ядерными государствами, хотя и подкреплен дополнительными гарантиями безопасности от третьих сторон и возмездной способностью, достаточной для того, чтобы агрессор столкнулся с неизбежными и неприемлемыми последствиями.
Остается открытым вопрос (когда Украина будет в лучшем переговорном положении), были ли деньги, которые Трамп хочет "вернуть" США, фактически ссудой или стоимостью выполнения обязательств Америки. Бесспорно, Украина не отказалась от своего ядерного арсенала без признания подписантами того, что Украина ожидала (и имела право) что-то большее, чем похлопывание по спине.
176 межконтинентальных баллистических ракет и 6 тыс. принадлежащих Украине боеголовок (но контролировались Россией и были нацелены на США) могли бы превратить Америку в руины. Украина устранила эту угрозу, деактивировав или уничтожив этот арсенал.
Кроме того, США и большая часть мира извлекли выгоду от вторичного, но не менее важного побочного эффекта. Меморандум разоблачает двойственность и подлинные намерения России как стороны соглашения, призванного укрепить существующий международный порядок, но вскоре после этого разрывает его в клочья.
Нынешний мировой порядок является результатом трех четвертей века прогресса США, Европы и большинства народов и государств в разработке глобальной системы правил и законов, обеспечивающих справедливость, безопасность, подотчетность и глобальное сотрудничество.
Несмотря на то, что нынешняя администрация США не оценила чрезвычайный успех и благородные идеалы, воплощенные в существующем мировом порядке, Будапештский меморандум прямо или косвенно вдохновил большинство стран в защиту Украины и, как следствие, сохранение существующего порядка.
В начале своего вторжения в 2022 году Путин заявил, что одной из его главных целей является замена "англо-американского" мирового порядка на свой собственный – "новый" порядок, который разобьет нынешний и заменит его репрессивными, примитивными, жестокими режимами, в которых военачальники, бандиты и партийные лоялисты относятся к другим людям как к одноразовым и не учитывают их человеческое достоинство. Эта война значительно подорвала способность Путина сделать это.
Украинцы никогда больше не должны рисковать своей безопасностью, полагаясь на дипломатические тактики "приманки и подмены". Как говорят в Америке: "Соглашение хорошее настолько, насколько хороши стороны, что его заключили".
Источник: Kyiv Post