Фейковая история – важнейшее оружие в стремлении Владимира Путина уничтожить Украину.
Сомнительно, что Владимир Путин на самом деле верит большей части антиукраинской пропаганды, исходящей из Кремля. В конце концов, мало кто из образованных людей мог бы это делать.
Тем не менее у него и его коллег нет иного выбора, кроме как энергично противостоять убедительному национальному представлению об Украине как о стране, выходящей из многовекового имперского порабощения и возвращающей себе место среди европейской семьи наций.
Ответ России был сосредоточен на отрицании права Украины на существование. Использование Кремлем ложных исторических нарративов, делигитимизирующих Украину, является ключевым элементом более широкой кампании России по уничтожению украинского государства и нации. Таким образом, он достоин гораздо большего международного внимания, чем он получает в настоящее время.
История Украины проста, в отличие от небылиц, пропагандируемых российскими властями. Вопреки заявлениям Кремля, Украина – демократическая, единая нация с ярко выраженной и разнообразной историей, насчитывающей более тысячи лет.
Ни в коем случае современная Украина не является "младшим братом" России. На самом деле легко можно утверждать, что верно обратное. Согласно своей истории происхождения, Россия возникла из средневекового государства Киевская Русь с центром в украинской столице. Христианство и европейская культура пришли в Россию через Украину.
Множество различных частей головоломки, составляющих официальную путинскую версию глубоко непростых исторических отношений между Россией и Украиной, просто не складываются друг с другом. Его заявления об общем прошлом и общей идентичности удобно игнорируют многовековую репрессивную политику и принудительную русификацию, навязанную украинцам российской имперской властью на протяжении царской и советской эпох.
Тем не менее Путин использовал свое искаженное видение, утверждая, что две страны – это одна нация и что, по сути, в настоящее время среди народа Украины происходит гражданский конфликт. Это люди, 92% из которых проголосовали за независимость в 1991 году, причем с большинством в каждом регионе страны. Это также народ, который совершил две революции с тех пор, как стал независимым, чтобы оставаться свободным и демократическим.
Недавние опросы общественного мнения неизменно показывают, что украинцы не хотят отдавать России ни пяди оккупированной земли в обмен на прекращение того, что Путин, прибегая к эвфемизму, называет своей "специальной военной операцией".
Украинцы и мировая аудитория в подавляющем большинстве признают эту "операцию" агрессивной войной, которая унесла сотни тысяч жизней за последний двадцать один месяц, в дополнение к тысячам убитых за предыдущие восемь лет боевых действий после вторжения России в Крым в 2014 году и Донбасс на востоке Украины.
Несмотря на настойчивые утверждения Путина о том, что украинцы на самом деле являются русскими ("один народ"), различия между двумя странами сейчас очевидны как никогда.
Сегодняшняя Украина – это демократия, хотя временами и неряшливая. Напротив, путинская Россия представляет собой диктатуру, с вертикалью власти сверху донизу, возглавляемую одним человеком.
Вторгшаяся российская армия – не единственный враг, с которым сталкивается Украина. Российская пропаганда, которая стимулирует и оправдывает вторжение, возможно, столь же смертоносна.
Москва делает все возможное, чтобы заставить замолчать голоса украинцев и обеспечить, чтобы история Украины рассматривалась через очень избирательную и темную призму России. Эти усилия по идеологической обработке нацелены на россиян, украинцев, а также на международную аудиторию по-разному, но с одинаковым усердием.
На протяжении многих лет было очевидно, что западные политики, политики и комментаторы особенно восприимчивы к российской антиукраинской пропаганде из-за зачастую ограниченных знаний соответствующей региональной истории. Сегодня как никогда важно противостоять ложным историческим нарративам России, поскольку международная поддержка Украины вполне может определить исход войны.
Если российская пропаганда не будет приглушена, средний избиратель в западных странах останется один на один с фальшивой украинской историей, распространяемой по всему миру Кремлем и его сетями союзников и агентов. Эта ложь включает в себя центральное послание о том, что не существует отдельного украинского народа или украинского государства. Вместо него есть только Россия.
Эта извращенная логика позволяет Путину с каменным лицом заявлять, что Россия не ведет войну против украинского народа, несмотря на беспрецедентное кровопролитие с февраля 2022 года, чтобы освободить Украину от "нацистов". По мнению Путина, Украина является частью России, поэтому западный мир не имеет права вмешиваться в то, что по сути является внутренним делом.
Кремлевская версия истории в качестве оружия помогла заручиться высокой внутренней поддержкой Путина и его вторжения на Украину внутри самой России, если принять за евангелие достоверность опросов общественного мнения, проводимых в условиях диктатуры. Независимо от того, являются ли эти опросы действительно репрезентативными или нет, ясно, что в сегодняшней России нет значимого антивоенного движения.
В настоящее время мало что можно реально сделать с состоянием общественного мнения внутри России. Реальная опасность заключается в том, что российская дезинформация относительно украинской истории будет способствовать дальнейшему влиянию на общественное мнение на Западе и вызовет сомнения в легитимности борьбы Украины за выживание.
Это может уменьшить поставки военной и другой помощи в период наибольшей потребности Украины. Это было бы трагедией для Украины и катастрофой для всего западного мира с серьезными последствиями для будущего международной безопасности.
Источник: Atlantic Council