В разгар переговорного процесса в понедельник в Киеве попрощались с художником, активистом и воином 241-й бригады ТрО – Давидом Чичканом. Через несколько часов по Крещатику уже ехала другая траурная колонна – провожали защитника из 95-й бригады ДШВ. Водитель во главе колонны кричал в мегафон, чтобы Киев остановился и почтил память павшего героя. И Киев слышал. Прохожие останавливались, склоняли головы, становились на колено. И я не знаю, была ли эта колонна последней в тот день.
Пока продолжаются переговоры, война не останавливается ни на минуту. Чьи-то самые дорогие теряют здоровье, получают ранения, погибают. Взрывные волны выбивают окна в тыловых городах, прилеты сносят стены, под завалами оказываются дети. И тогда спасатели объявляют "минуты тишины", чтобы услышать крики о помощи. Одних журналистов интересуют вопросы о костюме, а другие спрашивают, когда Россия прекратит убивать гражданских, на что диктатор подносит палец к уху и делает вид, что не слышит вопрос. А еще другие журналисты и журналистки ездят в Покровск и прислушиваются, что летит и откуда, пытаясь зафиксировать город в полуокружении, который кровоточит, но несмотря ни на что – держится.
На эту ежедневную реальность ни один раунд переговоров никак не повлиял, и неясно, повлияет ли. Хорошо, что европейцы поняли, что предпосылкой к любому завершению боевых действий являются гарантии безопасности для Украины. Вот только просто очередная бумажка, подписанная в Будапеште, Женеве или Минске, не подкрепленная политической волей, – это лишь фиговый листок, он никому ничего не гарантирует. Украинцы знают это как никто.
Сейчас нам никто не предлагает идеального варианта развития событий: "Украинцы, возьмите все необходимое оружие, чтобы восстановить границы 1991 года". Мы пока можем выбирать из перечня субоптимальных вариантов. Неясно, что можно ожидать от встречи с Путиным. Нет сомнений, что желание Путина уничтожить Украину никуда не делось. Вопрос лишь в том, не сложилась ли вдруг ситуация, при которой он вынужден будет пойти на временную приостановку боевых действий.
Надежды украинцев на приостановление войны понятны. Все уставшие и изнуренные. Однако при этом важно помнить, что вероятность провала переговорного процесса больше, чем его успеха.
И тогда возникнет вопрос, а что же дальше? У нас на фронте десятки тысяч людей, которые устали и истощены за три с половиной года войны. Если сейчас не усилить мобилизацию – вскоре Россия будет торговаться за города не Донецкой, а Днепропетровской области. Об этом во всех интервью говорят все военные командиры и рядовые военные. Уставшие и злые от ощущения несправедливости. От того, что их никто не приходит даже не заменить, а хотя бы поддержать.
Давайте я скажу непопулярную вещь, на которой не заработаешь рейтинги. Справедливость выглядит так, что от каждой украинской семьи кто-то – один или одна – мобилизуется в армию. Независимо от статуса и благосостояния семьи. Тогда можно будет говорить о длительных ротациях и замене людей на фронте. Тогда, поверьте, у нас снимется много социальных проблем и напряжений. А что самое важное в этот момент – это также поможет переговорам. Потому что сейчас Путин выходит на переговоры, понимая, что он говорит со страной, которая не хочет воевать. А значит – может (попробовать) выбивать максимальные уступки с нашей стороны.
Я не стану призывать не впадать в эйфорию от переговоров, потому что не вижу никакой эйфории вокруг. Напротив – все напряжены, насторожены и стараются не проглядеть "велику зраду". И это правильно, ведь чем в больших иллюзиях о мире мы будем жить, тем больше это будет давать России поводов наступать дальше.
Но я хочу призвать и украинские власти, и нас всех – слышать. Слышать неудобные вопросы, которые можно задать и международному преступнику, и нашим иностранным партнерам, и самим себе. А если Россия нарушит перемирие и снова обстреляет украинский город, что тогда? А если начнут снимать санкции, российская экономика восстановится, Путин соберет еще большее войско и снова дойдет до Киева, что тогда? Почему именно сейчас России выгодно садиться за стол переговоров? Что заставило к этому существ, не уважающих никакие в мире законы и правила? Что будут чувствовать люди с Донбасса и те, кто воевал за этот край, если его добровольно сдадут врагу? Каковы наши шансы иметь еще более сильную и более технологичную apмию, еще более сплоченное общество, если мы переключим внимание с войны на выборы? Как должен завершиться этот этап переговоров, чтобы через 10 лет Украина не превратилась в Сакартвело или Беларусь?
Призываю не забывать свист российских ракет и жужжание дронов, которые после объявления любого перемирия в одно утро могут вернуться. Но больше всего я призываю слышать военных, которые проливают кровь за Донецкую, Запорожскую, Херсонскую области, за независимую, субъектную, соборную Украину. Слышать "Пливе кача" из траурных колонн и в любой переговорной позиции учитывать мнения родных воинов и воительниц, которые отдали жизнь, здоровье, бесценные месяцы и годы за это государство. И каждый день продолжают это делать.
Источник: Inna Sovsun / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора