Еще в 2014 году Украина подписала Соглашение об ассоциации Украина – Евросоюз, в котором четко определила свои цели и задачи на пути к обретению статуса члена Европейского союза. Тогда украинцы сделали осознанный выбор и решили стать на путь евроинтеграции, что должно стать одним из важнейших шагов, которые определят будущее страны и ее народа.
В июне прошлого года мы получили долгожданный статус кандидата на членство в Европейском союзе. Украинцы десятилетиями ждали этого решения, которое стало первым шагом для вступления нашего государства в европейскую семью. Чтобы окончательно зафиксировать наш путь в ЕС, мы на конституционном уровне предусмотрели, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой, являются частью национального законодательства Украины.
Евроинтеграция – это долгий процесс, требующий от нас сложных и важных решений, одним из которых является имплементация европейского законодательства. Именно поэтому за последние 15 лет нами был подписан ряд международных договоров, направленных на развитие евроинтеграционных процессов в стране.
Среди этих договоров можно отдельно отметить Договор об учреждении Энергетического сообщества, который позволил создать правовую и экономическую базу для электроэнергии и других энергетических продуктов, а также создал четкие правила взаимодействия между Украиной и странами – членами Энергетического сообщества. Став частью этого соглашения, Украина согласилась на то, что нормы договора об учреждении Энергетического сообщества имеют превалирующее действие над нормами законодательства Украины.
За годы существования Евросоюза европейские страны смогли создать такую судебную систему, которая позволяет государствам, предприятиям и простым европейцам рассчитывать на справедливость и беспристрастное отношение. Поэтому можно однозначно сказать, что имплементация европейских судебных практик – это положительное решение.
Во исполнение договора Украина в июле 2019 года запустила новую модель рынка электроэнергии. Она базируется на европейских правилах и преследует цель создания стабильно функционирующего рынка электроэнергии, который позволит обеспечить потребности всех потребителей, а производителям позволит прогнозировано продавать заранее законтрактованные объемы электричества. Также после синхронизации с европейской сетью операторов энергосистем ENTSO-E в марте 2022 года именно новая модель энергорынка позволила Украине более быстро начать синхронную работу с ЕС.
Работая вместе с Европой, мы получили возможность импортировать и экспортировать электроэнергию в страны – члены Энергетического сообщества. Экспортно-импортные операции – очень важный инструмент для обеспечения стабильной работы энергосистемы. Чтобы обеспечить постоянную работу этого инструмента в Европе, предусмотрено, что на экспортно-импортные операции не возлагается какая-либо пошлина, налоги или какие-либо другие меры эквивалентного действия, налагаемые на вывоз товаров. Это обязательство Украина тоже взяла на себя.
В то же время во время принятия некоторых решений суды могут игнорировать эти обязательства и ставить украинское законодательство выше европейского. Например, Верховный Суд при рассмотрении дела №910/14489/20 по кассационной жалобе ЧАО "НЭК Укрэнерго" проигнорировал не только взятые Украиной обязательства, но еще и свои собственные выводы, которые суд сделал только год назад по делу №910/9627/20. Так, по делу №910/9627/20 Большая палата сделала вывод о том, что установленная в Украине плата за услуги по передаче электрической энергии, применяемой к экспортерам исключительно из-за того, что электрическая энергия пересекает границу, является прямым нарушением взятых Украиной международных обязательств.
Следует подчеркнуть, что постоянство правоприменительной практики Евросоюза обеспечивает правовую определенность и способствует усилению доверия людей к судебной системе. Это играет важную роль в свете перспектив Украины в членстве в Евросоюзе, а также для приближения украинского законодательства к европейскому.
Фактически Большая палата Верховного Суда отошла от собственных выводов, что в соответствии с действующим процессуальным законодательством может происходить в исключительных случаях. К примеру, таких, как существенное изменение общественных отношений. Однако за это время не наблюдалось изменение отношения общества к имплементации европейского законодательства. Напротив, Украина только усугубляет евроинтеграционные процессы.
Сейчас даже Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) и оператор энергетической системы НЭК "Укрэнерго" признают, что тариф на передачу при осуществлении экспорта противоречит международным обязательствам Украины. Они инициировали соответствующие изменения в кодекс системы передачи.
Украина достигла больших успехов во внедрении нормативно-правовой базы ЕС с 2014 года, но такой подход суда к международным обязательствам Украины приводит к подрыву принципа правовой определенности и формированию недоверия общества к судебной власти, в результате чего главная цель осуществления судопроизводства будет скомпрометирована. Очевидно, что в такой правовой среде, в которой отдельные судьи нивелируют основные принципы взаимодействия между Украиной и ЕС, не может идти речь об увеличении доверия со стороны международных партнеров и ассоциирования Украины как полноценного члена Европейского союза.
Полноправное членство Украины в Евросоюзе позволит улучшить наше сотрудничество с европейскими странами, укрепить экономику и в целом улучшить жизнь наших граждан. Однако для этого мы должны продолжать и дальше перенимать европейские практики, а что более важно – не нужно игнорировать уже действующие в Украине правила Евросоюза. Мы должны показать нашим западным партнерам решительность и готовность к переменам, чтобы стать полноценным членом европейской семьи.
Источник: "ГОРДОН"