Байден в последние дни своего президентства добивает российскую экономику. Никто не может сказать, когда у России закончатся деньги для войны. Но по всем признакам с деньгами у Путина не столь оптимистично, как об этом пишут в российских блогах.
Как известно, большинство средств, которые Россия тратит на войну, составляют доходы от нефти и газа. Из-за опасений роста мировых цен на нефть США долгое время не применяли санкции против "теневого флота" танкеров, которыми возят подсанкционную нефть, и российской "Газпромнефти", которую считают личным достоянием Путина.
В прошлую пятницу минфин США наконец-то ввел санкции против инфраструктуры экспорта российской нефти. Под санкции попали почти две сотни танкеров, которыми россияне перевозят нефть, с их фактическими и номинальными владельцами по всему миру, как правило – оффшорные зоны. Последствия мы видим уже сегодня – Китай и Индия официально отказались принимать подсанкционные танкеры. Ожидаемые убытки уже исчисляются сотнями миллионов и, очевидно, они и дальше будут расти.
Также появились публикации о теневом финансировании Россией своих военных расходов через систему льготного финансирования российского ВПК. Оно не попадает в официальную статистику, но отражает реальное состояние российской экономики. Речь идет о дополнительных $415 млрд, или 19,4% ВВП, потраченных Россией на финансирование войны. Это колоссальные расходы – больше всех российских доходов от нефти и газа с середины 2022 года до осени 2024-го.
Сюда можно добавить массу других факторов, в том числе и изложенных в официальных документах российских Центробанка и минэкономики, из-за которых видим и рост инфляции, и учетную ставку, "которая душит бизнес". А на подходе уже новый пакет санкций ЕС, где под председательством Польши намерены ввести еще большие ограничения.
То есть хотя РФ все еще может финансировать войну за счет нефтегазовых доходов, в будущем это будет делать все сложнее, что напрямую влияет на ведение войны. К примеру, если в 2022 году россияне выпускали 60 тыс. снарядов в день, то сейчас – только 10 тыс., а бронетранспортеры на фронте заменяют сараями на основе гражданских грузовиков.
Санкции работают, хотя очень медленно и не всегда на 100% эффективно. Но то, что они работают и создают предпосылки для деградации России и уменьшения возможностей для войны, подтверждает практика.
Конечно, это все не означает, что Россия развалится прямо сейчас. Но это точно означает, что у россиян есть своя мотивация окончить войну как можно скорее – до того, как РФ прекратит свое существование. И санкции должны в этом помочь.
Источник: Микола Княжицький / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора