И вот наконец украинские правоохранители дали оценку деятельности господина Цюры. Вернее, начали давать. В выписке прямо говорится о том, что начиная с 2022 года Олег Цюра, гражданин иностранного государства, "осознавая стратегическое значение продукции компании MidUral для ВПК РФ, организовал через подконтрольные компании в Швейцарии схему реэкспорта российских металлов, в том числе в США, в обход санкций", используя "перемаркировку" происхождения через Индию и Эстонию.
Приветствую действия Офиса генпрокурора, поскольку считаю, что работать здесь должны не журналисты, а следователи из Украины, Швейцарии, Эстонии и Германии. Поскольку речь идет об обходе секторальных санкций и финансировании производства оружия, которым Россия убивает украинцев.
Предыстория: что уже установили журналистские расследования
В двух публикациях Александра Леменова и в моем материале были описаны цепочки обхода санкций в отношении российского феррохрома/металлического хрома:
- ядро схемы: российская группа MidUral (владелец – Сергей Гильварг), чья продукция имеет военно-промышленное применение и сейчас под санкциями;
- швейцарское звено: структуры Цюры, в частности Phoenix Resources AG, фиктивно продающие российскую продукцию индийским предприятиям, после чего товар переправляют в страны ЕС и США через Эстонию;
- маршрут "отмывания происхождения": поставки из РФ – Швейцария (трейдинг, изменение стороны продаж) – Индия (формальный импорт в Vardhman Ferro Alloys) – ЕС (в том числе Эстония, MBR Metals OÜ) уже с происхождением "Индия" в документах;
- фактаж из баз таможенной аналитики (ImportGenius, 52wmb): конкретные рейсы/даты 2024 года, когда грузы, отправляемые как российские, впоследствии появлялись в ЕС как "индийские".
Просто представьте коробку, на которой написано "Сделано в России". Такую коробку не берут в ЕС из-за санкций. Тогда ее сначала везут в третью страну, там оформляют новые документы – уже "Сделано в Индии" – и дальше продают в Европу. Это называется реэкспорт и замена страны происхождения. Если это делается намеренно, чтобы обойти санкции, – имеем криминальную историю. А в случае, когда организовал схему украинец, – позорное предательство родины.
Следствию нужно быть проактивным. И хорошо сотрудничать с коллегами из Европы. Статья 111-2. ч. 1 УКУ – это подозрение в материальном содействии государству-агрессору. Для подтверждения нужны прямые связи "товар – деньги – контрагент": контракты, инвойсы, сертификаты происхождения, коносаменты, SWIFT-сообщения, страховые полисы. Без ответов из Швейцарии, Индии, Эстонии и Германии (реестры, таможня, банки, брокеры) дело не сдвинется. Здесь требуются MLA-запросы, работа с SECO, таможенными и финмониторинговыми органами партнеров.
Почему это важно для Украины и ЕС? Во-первых, речь идет о критическом сырье для ряда военных применений. Феррохром – это броня, двигатели, артиллерийские стволы, банальная нержавейка и многое другое. Каждый тоннаж, приносящий прибыль РФ, продлевает ее ресурс войны. Во-вторых, санкционное доверие. Если реэкспорт "под другим флагом" работает, слабеет доверие к санкционной архитектуре ЕС/США/Украина. Поэтому это дело – тест на слаженные действия следствия, таможен и финмониторинга. И дело чести – в первую очередь для украинских правоохранителей.
В любом случае главное – закрыть "дыры" в санкциях. Потому что каждый контейнер с российским металлом под чужим флагом – это дополнительные ресурсы для войны против нас. Поэтому я буду внимательно следить за ходом расследования.
Отдельно несколько слов для господина Цюры, который читает этот текст, сидя в Швейцарии или Германии. Господин Цюра пытался заткнуть рот украинским журналистам, запугивая расследователей судебными исками. В частности, меня, а также ряд коллег и изданий: знаю об исках Цюры против "Цензор.НЕТ" и главы State Watch Александра Леменова, которые писали о действиях Цюры в интересах россиян. Так вот, господин Цюра, запугать нас не удастся, мы продолжим защищать свою страну не только от свирепого врага, но и от российских коллаборантов и предателей.
Источник: "Конфлікти і закони"