Оксана Забужко
ОКСАНА ЗАБУЖКО

Украинская писательница

Все материалы автора
Все материалы автора

Не существует книг о культуре РФ, породившей Бучу и Мариуполь, а мы сердимся на вестернов, верящих в Большой театр и Толстоевского

Как понимать вампирляндию.

Или немного о "стране, с которой надо снять санкции", по версии заброшенных Путиным на Запад "послов другой Раиси". За несколько дней перед тем громким обменом NV показал фильм, в котором трое сбежавших в Европу россиян рассказали, как их уговаривали пойти "в СВО" родные мамы (sic!) с аргументацией в диапазоне от "Кредиты закроешь, и жена-вдова гордится будет" к "А вдруг еще вернешься".

Я это себе записала, потому что мне оно как раз под горячую руку пришлось, "із лану до столу": накануне я закончила предисловие к новому переводному изданию "Самого длинного путешествия", где написала, в частности, следующее:

"Нет сомнения, что если бы путинский блицкриг удался, то экспертов, желающих вписать его в [западную картину мира] гладко и мягко, чтобы не мозолил, хватило бы [...], – и, несмотря на все возможные сложности, связанные с исчезновением с карты Европы немалой страны с 40-миллионным населением, сама та картина (в которой приоритетны хорошие отношения с "тысячелетней" Россией, а Украина - это какой-то ее отколотый регион, этакая "Бавария с претензиями") не очень бы от того пострадала. Однако блицкриг с позором провалился, и этот факт приближал неизбежное и неприятное предположение, что "совы не то, чем кажутся", – что обе стороны этого "конфликта" [...] на самом деле не те, чем привыкла их считать западная публика.

Фактчекинг реальностью получился слишком брутальным и угрожал Западу, возможно, самым большим мировоззренческим обвалом за целый модерный век – без преувеличения, образовательной революцией, и не только в славянских студиях, а кому же такое понравится...

Нужна была более или менее удовлетворительная "стори", что-то вроде битвы Давида с Голиафом, – где агрессор бы осуждался, жертва вызвала симпатию, но все остальные смысловые конструкции, балки и стропила (они же фейки, иллюзии и стереотипы) и дальше оставались бы на своих местах, обещая страшной сказке счастливый конец (всем народам – мир, а России – демократию).

И вот уже третий год я наблюдаю за тем, как, не получив такой "стори" ни от украинцев, ни от российских оппозиционеров в эмиграции, европейские интеллектуалы без устали пытаются ее слепить из подручного материала, лишь бы уберечь целую предыдущую конструкцию нетронутой, – и то, что реальность то и дело так же грубо обрушивает их песчаные замки, как это произошло 24 февраля 2022 года, их не останавливает и не отбивает охоту. Сначала было ширилась версия, будто это, мол, "война Путина" и вся проблема в нем одном, а россияне воевать не захотят, ведь (еще одно ложное основание!) никто не хочет воевать, – то, что Путин куда лучше знал свою страну, когда объяснял матерям погибших, как это прекрасно, что их сыновья погибли в войне, а не в ДТП или от водки, потому что теперь их бессмысленная жизнь приобрела смысл (а смерть, добавим, изрядно улучшила семейное благополучие, на выплату за одного убитого в России пируют целым селом!), искренне застало врасплох всех, кто представлял себе россиян по нетфликсовским экранизациям Толстого и Чехова.

Следующей версией той же "стори" была попытка героизировать российскую антипутинскую оппозицию, которой резко стало больше на Западе с началом мобилизации, - но и этот замок рухнул, когда выяснилось, что за два года в свободном мире эти люди оказались неспособны ни на одно организованное политическое выступление или манифест, а после смерти Навального, в котором Запад всерьез видел надежду на демократизацию России, оказалось, что покойник не оставил после себя никакой адекватной программы, кроме как "воевать лучше, и без коррупции" (благослови Боже русскую коррупцию, сохранившую незнамо сколько жизней, и не только украинских, с такой "оппозицией" я однозначно предпочитаю Путина!). В дни, когда я пишу эти строки, россияне в России (на юге) наконец-то начали выходить на протесты – только, вопреки ожиданиям западных политиков, вовсе не против войны, которую ведет их страна, а против блекаутов у себя в городах: оказывается, когда они действительно чем-то недовольны, то вполне способны перекрыть улицу и выдвинуть требования к чиновникам, не боясь ни полиции, ни репрессий..."

Разумеется, информационная "громкость" то ли NV-шного фильма, то ли моей книги со всеми ее переводами и предисловиями несравнима с информационной громкостью мгновенно расхватанных всеми ведущими медиа мира новоприбывших спикеров Кремля (при том мне как-то не попалось ни одного упоминания о Юрии Дмитриеве, заключенного "за Сандармох" по искусственно выдуманной, как когда-то при Брежневе – Андропове, бывало, рисовали политзаключенным, "уголовной статье": похоже, его жизнь на Западе никого уже не интересует, – а 40 лет назад и Буковский, и наш Валентин Мороз, и другие политзаключенные еще очень даже интересовали, куча правозащитных организаций боролась за них аки львы, и по этому одному факту можно измерить, насколько за эти годы продвинулась Империя Зла в деле уничтожения западных либеральных институций...).

Но я тут о другом. О том, что такое "русский мир" вблизи, я, напомню, написала за два месяца до вторжения – в декабре 2021 года в статье "Мой теплый ламповый рашизм", на материале интернет-сайтов для массовой женской аудитории.

Год наблюдений за ними (2021-й) позволял понять, как именно матерей можно подготовить воспринимать гибель сына где-то на войне в чужом краю как профит и, соответственно, считать его участие в такой войне желанным, – и вот именно этот Великий Секрет московского государства третий год, даже после Бучи и Мариуполя, упорно не налезает на голову вестернерам (канадская сопродюсер украинского фильма Intercepted даже субтитры перехваченных разговоров российских солдат с их семьями "почистила"-повыправляла, снизив их резкость "на западный вкус", – очевидно, не поверив украинским авторам относительно подлинности дословного перевода, чем, по-моему, изрядно испортила возможный "просветительский" эффект этого фильма для западной аудитории).

Секрет этот называется масскульт: в противовес СССР, РФ после 1991 года сделала ставку именно на него. А с российским масскультом – и, шире, с российским массовым сознанием, которое тот обслуживает, – Запад не знаком чуть больше, чем абсолютно: в этой области до вторжения в западной русистике царила полная, белоснежная нетронутость. Первое известное мне англоязычное исследование на эту тему появилось как Х-тред у политолога Сергея Сумленного аж в – я не шучу! – сентябре 2023 года – никаких книг-монографий-диссертаций о том, что такое настоящая русская культура последнего 30-летия, которая и породила Мариуполь и Бучу, в библиотеках никаких Оксбриджей вы не найдете. А что не названо (не описано) – того не существует...

И пока эта лакуна не заполнена, Путин (или его преемники) сможет/гут втирать Западу все по старым "андроповским" методичкам, не боясь, что спикеров погонят тапками. А мы знай будем гневаться, почему из вестернеров такие непоколебимые, верующие в Большой театр и Толстоевского, идиоты.

Источник: Оксана Забужко / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать ”ГОРДОН” на временно оккупированных территориях Читать