Нас было пятеро. На пятерых у нас было 12 детей, притом что у меня их до сих пор ноль.
Мы не виделись больше 20 лет, вместе учились в Штатах. Помню, они все были из хороших европейских стран, зажиточных семей и, казалось, на 100 шагов впереди всех нас. Они планировали путешествовать после учебы, я училась и путешествовала, потому что искренне думала, что в Штаты больше никогда в жизни не попаду.
Их мечты были о большом бизнесе, мои мечты были переехать в Киев и получить водительские права.
И вот мы встретились в Амстердаме 25 лет спустя. Я случайно присоединилась между Берлином и Нью-Йорком, они планировали полгода встречу.
Они слушали меня час, много расспрашивали, держали челюсти, немного стеснялись рассказывать о своей жизни и своей работе, депрессиях и саббатикалах, а потом сказали: "Вау, какая у вас интересная жизнь".
Интересная жизнь…
Три революции, утраченное место, где родилась, утраченный дом в Крыму, война, полномасштабное вторжение – и люди напротив меня, до сих пор живущие в безопасных европейских городах, говорят мне: "Вау! Какая жизнь".
Но они правы.
Безопасность не обеспечивает тебе интересную жизнь. Даже не всегда гарантирует спокойный сон. Так же, как и ракеты не всегда прерывают сон, когда жизнь слишком "интересна".
Стабильная работа не обеспечивает тебе удовольствие от жизни. Даже не всегда гарантирует возможность присоединиться к реюниону раз в 20 лет. Так же, как и война не мешает тебе жить по полной и чувствовать свое предназначение, просыпаясь ночью от воздушной.
Хорошее образование не означает встречи с интересными людьми. Даже не всегда дает возможность лично прийти к владельцу компании на прием. Как и война не закрывает все двери, некоторые она, наоборот, открыла для Украины и украинцев.
Рабочий график с девяти до 18 не сможет сделать остальное время качественным. Даже иногда превратит свободное время в часы на приемах у психологов. Так же, как и наш ненормированный график не разрушил жизнь, для многих из нас создал смыслы.
Можно прожить довольно хорошую жизнь. В безопасном месте. Иметь 12 детей на четверых и не иметь о чем рассказать на реюнионе через 20 лет.
Можно прожить интересную жизнь. Путешествовать по миру. Иметь штампы в паспорте со всех уголков планеты и не иметь никакого подвига или истории, перехватывающей дух.
Можно совершить много хороших дел. Перевезти тонны товаров, продать миллионы йогуртов и никогда в жизни не иметь шанса быть героем.
А у нас есть. И потому, несмотря на войну, боль и бессонные ночи, наша жизнь – "вау" для любого среднестатистического европейца. Жизнь, которую мы не выбирали и на которую они бы никогда не согласились.
Источник: Olga Rudneva / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора