$39.60 €42.44
menu closed
menu open
weather +17 Киев
Юлия Пятецкая
ЮЛИЯ ПЯТЕЦКАЯ

Главный редактор еженедельника "Бульвар Гордона", журналист

Все материалы автора
Все материалы автора

Я не знаю, в какой момент под демократией стали понимать терпимость к любой мерзости и лжи. Демократия ничего не стоит, если не умеет защищаться

Международный день памяти жертв Холокоста.

В 1993 году американский историк Дебора Липштадт издала книгу Denying the Holocaust: The Growing Assault on Truth and Memory. Липштадт известна тем, что годами ведет полемику с отрицателями Холокоста, и книга во многом стала итогом этой полемики. Значительная ее часть была посвящена британскому писателю Дэвиду Ирвингу, считающему себя тоже историком.

Ирвинг окончил физический факультет лондонского колледжа, публиковался со студенческих лет в разных газетах, воспевая Гитлера "как великую объединяющую силу Европы". Позже занялся уже "исследованиями", доказывая, что Холокост придумали евреи, что Гитлер не только не причастен к их уничтожению, но ничего об этом не знал, что евреев не истребляли целенаправленно и вообще никаких газовых камер в концлагерях не существовало. Через три года после выхода книги Деборы Липштадт Ирвинг подал иск в британский суд на нее и издательство Penguin Books с обвинением в клевете и нанесении ущерба его научной и деловой репутации.

Британская система правосудия устроена так, что лицо, которому выдвинуты обвинения, должно доказать свою невиновность. То есть бремя доказательств возлагается на ответчика. То есть Дебора должна была убедить суд в том, что она не оклеветала Ирвинга, который много лет упорно защищает Гитлера в своих трудах, лекциях и выступлениях. Это, повторяю, 1996 год. И мудак Ирвинг – не какой-то секретный агент, подпольщик, собирающий единомышленников на конспиративных сходках и распространяющий свои книги в слепых копиях, распечатанных на тайной машинке.

Публиковался и выступал вполне открыто с юности, причем с особым цинизмом, пытаясь максимально унизить евреев и глумясь над жертвами, ни от кого не прятался. Участвовал в конференциях, организованных Институтом пересмотра истории. В 1977-м выпустил книгу "Война Гитлера", где среди прочего утверждал, что дневник Анны Франк – фальсификация, придуманная отцом Анны.

На протяжении десятилетий этот болван публично заявлял, что даст тысячу долларов тому, кто сможет найти приказ об уничтожения евреев с подписью Гитлера. Ирвинг умел делать шоу из своих публичных выступлений, был весьма популярен, и, собственно, его желание подать в суд во многом было обусловлено тем, что он не получал никакого серьезного отпора, зато имел массу поклонников. Дебора оказалась первой, задевшей его "репутацию".

Судебные разбирательства длились несколько лет, команда Деборы Липштадт подключила ведущих экспертов по истории Третьего рейха, была собрана колоссальная доказательная база подтасовок Ирвингом исторических документов и его всевозможных манипуляций.

Дебора суд выиграла. В начале XXI века ей удалось доказать британскому суду, что Холокост существовал, что миллионы евреев были убиты за то, что они евреи, что для их уничтожения использовались газовые камеры. Несколько лет историк Дебора Липштадт с командой профессиональных экспертов доказывала британскому суду, что Ирвинг врет.

В апреле 2000-го суд огласил 333-страничный вердикт, Дэвид Ирвинг был назван расистом и антисемитом, все его претензии были отвергнуты, и ему впаяли £3 млн компенсации судебных издержек.

Для их оплаты Ирвингу пришлось продать дом в Англии, после чего он объявил себя банкротом и уехал в Австрию, несмотря на то, что отрицание Холокоста в этой стране уголовно наказуемо. Еще в 1989-м суд Вены выдал ордер на арест Ирвинга, а в 2005-м его арестовали. Он тут же запричитал, что пересмотрел свои взгляды, все понял и осознал, что "нацисты действительно убили миллионы евреев", что в некоторых вопросах он заблуждался, что у него даже есть друзья-евреи. Суд не счел это достаточным основанием, и в 2006-м Ирвинга приговорили к трем годам тюрьмы.

Многие, включая ряд его оппонентов, тут же вступились – дескать, это не метод, дескать, недемократично, и вообще он осознал. Мудак отсидел 13 месяцев и был депортирован из Австрии.

После выхода на свободу Ирвинг немедленно дал интервью, заявив, что за последние годы еще больше укрепился в понимании того, что Гитлер не причастен к убийствам евреев, что евреи сами во всем виноваты, что газовых камер никогда не существовало, что он намерен издать новые книги об этом и сейчас над ними работает.

В 2007-м Ирвинга со скандалом выгнали с книжной ярмарки в Польше, куда он приперся со своими книжонками. Но он не приуныл и продолжил заниматься "исследованиями". Ему уже 85, неизвестно, на сколько его еще хватит, но свою лепту в развитие псевдонауки, распространение исторических фейков, всевозможной гнусности, антисемитизма, туфты и фальшака он, безусловно, внес, причем долгое время не испытывая особых проблем.

Я не знаю, в какой момент под демократией стали понимать терпимость к любой мерзости и лжи. И почему такое понимание вдруг стало массовым. Демократия – это защита прав и свобод, это факты и аргументы, это, конечно, наказания за ложь, клевету, злой умысел, ксенофобию всех видов и мастей, демократия ничего не стоит, если не умеет защищаться.

Есть хороший художественный фильм 2016 года о процессе Деборы Липштадт, увидела в ленте где-то месяц назад, френд запостил, так я и узнала всю эту историю, до сих пор под впечатлением.

"Мы готовы работать, у нас есть лишь одно условие – ты ни разу не откроешь рот в суде. Ирвинг только этого и ждет, именно на это и рассчитывает, он с удовольствием унизит тебя и жертв, он умеет это делать и делал неоднократно. И если ты хоть раз сорвешься, мы проиграем".

Она не открыла рот в суде, ни разу, за несколько лет. Я дважды останавливала фильм и уходила курить. Говорят, Деборе Липштадт фильм тоже понравился.

Источник: Юлия Пятецкая / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.