Когда мои киевские друзья в некотором смущении переслали мне отповедь, которой я удостоился в украинской "Линии обороны", я решил сначала, по совету Остапа, плюнуть слюной: в любезном Отечестве читал про себя и не такое.
Но мне сказали, что "Линия обороны" эта – очень авторитетный, читаемый ресурс, созданный для противостояния российской пропаганде. И тут я задумался: так люди, писавшие это, – мои коллеги?
Смешно.
Ну, раз коллеги, давайте поговорим о профессии. Именно о ней.
Я не касаюсь тут собственно вопроса, так возбудившего этих "коллег", о переименовании проспекта генерала Ватутина в проспект гауптмана Шухевича. Право народа самому выбирать для себя нравственные ориентиры совершенно нерушимо, и никто не вправе ему указывать – тут вы совершенно правы (коллеги).
Но ничто не мешает и окружающим народам, собравшись в кружок, чесать репу в недоумении, а также испытывать и более острые чувства: гнев, например.
Сказанное, в первую очередь, касается, разумеется, моей страны, преуспевшей в воспевании убийц, но и любой другой страны касается тоже.
Речь, однако, не об этом, а о стиле полемики. Том самом, который "важнее предмета полемики" (Г. Померанц).
И вот тут получается не просто смешно, а смешно почти беспрецедентно. Ибо понижение от былого "Виктора Анатольевича" до "Вити" я претерпеваю еще в заголовке текста; по ходу его оказываюсь временно повышен до "Виктора", но с потерей правописания в фамилии, а под конец, без лишних виньеток, получаю приглашение "огрести в табло".
В промежутке между этими стилистическими горками безымянный автор (упоминающий себя при этом, безо всякого редакционного "мы", в первом лице) наваливает кучу агрессивной ерунды, опровергать которую именно в силу стилистики совершенно невозможно, ибо опровергать можно тезисы, а от ненависти можно только посторониться.
И отвечаю я сейчас – не на идиотские обвинения в свой адрес (спасибо Родине и Путину, последние два десятилетия несколько придубили мою кожу): дело, как ни смешно, в том самом моем желании по возможности противостоять российской пропаганде.
Которая достигла небывалого успеха в разжигании смертельной вражды между Россией и Украиной – и нашла себе в этом занятии неожиданных союзников на украинской территории!
"Линия обороны", безусловно, – союзник Кремля, хотя по невежеству и не отдает себе в этом отчет. Она тушит пожар бензином, называя это "контрпропагандой".
Но тысячу раз прав философ Григорий Померанц: стиль полемики важнее предмета полемики!
И кардинальная разница в исторических оценках – сущая мелочь на фоне впечатляющего стилевого единства украинских и российских пропагандистов. А гнусный стиль "Линии обороны", надо заметить, совершенно совпадает с самым гнусным "ватным" стилем худших российских ресурсов – и вторит ему, как инь яню.
Декларированной на сайте "защиты интересов Украины" в этом не больше, чем защиты российских интересов в какой-нибудь, прости Господи, "Комсомольской правде": тот же голимый стыд, та же откровенная ксенофобия. Братья по стилю, они неотличимы на общей дороге в ад.
А противостоять российской пропаганде можно и нужно.
Для начала – чем-нибудь отличаясь от нее. Интеллигентностью, скажем.
Корректностью в подаче фактов, недопустимостью подлога, отсутствием хамства по отношению к оппоненту, умением его слышать. Уважением к истине.
Вот тогда можно и поговорить про Шухевича, не опасаясь за табло.
P.S. Поясняю на всякий случай, специально для тупых и провокаторов: сказанное выше не отменяет моей оценки российской агрессии в Украине как позора и преступления.
Источник: "ГОРДОН"