Место, в котором одновременно существует символ конца света и "запрещено умирать" (на самом деле – хоронить), где все снимают обувь перед входом в здания и нельзя выходить за пределы города без оружия из-за белых медведей, которых здесь больше, чем самих людей.
Шпицберген – действительно уникальная местность. Температура -18 °С мгновенно превращается в -27 ° С, стоит подуть горному ветру или подняться в сами горы. Из-за холода здесь запрещены захоронения, потому что тела не разлагаются и есть угроза сохранения патогенов, хотя в городе до сих пор есть недействующее старое кладбище.
Рожать тоже можно только на материковой части Норвегии, потому что нет необходимой инфраструктуры, хотя в Лонгьире есть и детский садик, и университет, и полиция, которую в основном вызывают, когда видят белых медведей.
На острове расположено "Хранилище Судного дня" – Всемирное хранилище семян (Svalbard Global Seed Vault), которое должно сохранить генофонд зерновых культур на случай глобальной катастрофы. Образцы хранятся глубоко в горе при температуре -18 °С, и Украина также имеет тут свою долю.
Традиция снимать обувь берет начало от шахтеров, когда те разувались, чтобы не тянуть угольную пыль в помещения. Сами шахты сейчас используются как туристические объекты, из одной сделан музей.
Как и в Гренландии, на удивление много бегунов: бегать в условиях круглосуточной полярной ночи – еще и способ не впасть в депрессию. Я тоже немного приобщился к этой практике: пробежка на краю света среди заснеженных гор в такую темноту, что эти белые горы едва видны, не может не соблазнять.
Что касается возможных угроз со стороны России или Штатов, местные относятся со скепсисом, хотя и понимают, что вопрос Арктики – это прежде всего вопрос пролета ракет: так уж случилось, что эта траектория для них оптимальна. Даже шутят, что Трамп просто не найдет их остров на карте или не выговорит название.
Больше – в самих фото, которые подписал.
Источник: Stanislav Aseyev / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора