$39.47 €42.18
menu closed
menu open
weather +18 Киев
Виктор Пинзеник
ВИКТОР ПИНЗЕНИК

Народный депутат Украины, министр финансов (2005–2006, 2007–2009), бывший министр экономики (1992–1993).

Все материалы автора
Все материалы автора

Сейчас мы берем в долг твердую валюту под 10%, в случае экспериментов с дефолтом одалживать нам будут еще дороже, либо вообще не будут

В случае объявления дефолта украинским властям все равно придется сесть за стол переговоров с кредиторами, отметил народный депутат Украины от Блока Петра Порошенко, экс-министр финансов, бывший министр экономики Виктор Пинзеник.

Что такое дефолт и с чем его едят?

Отгадайте загадку: один хочет, а второй не может – что это быть может? Ответ, надеюсь, знают все – это дефолт. Это когда кредитор хочет возврата долгов, а должник не может или не хочет их вернуть.

Я не трогал бы эту тему, но меня попросили об этом коллеги, и я пообещал отреагировать. Ведь, как они утверждают (и я это тоже встречаю), на бытовом уровне многие граждане видят в дефолте едва ли не панацею от наших проблем.

Представим себе: вы одолжили кому-то 50 тыс. грн до 1 сентября 2019 года. Наступает "судный день", а ваших денег нет. Хотя мы не употребляем это слово на бытовом уровне, но это дефолт. Когда должник заявляет, что он вам не заплатит, потому что не может. Вы безумно обрадовались и поблагодарили заемщика за то, что лишил вас заботы, куда девать эти, когда-то ваши, 50 тыс.? Или что-то не так? Да уж, наверное, не так. Каждый из вас попытается вернуть свое. И самый простой вариант поведения в такой ситуации – согласовать новый срок возврата долга. Долг при этом исчез? Нет, он никуда не делся. Он просто перенесен или, как говорят, реструктурирован. Очень часто – с худшими условиями.

Подобный вариант поведения существует в мировой практике. Потому что это цивилизованный вариант. Долги при этом не прощаются – меняются сроки оплаты и ухудшаются условия.

Может поступить по-революционному? Не могу, не хочу и не буду отдавать вам долг в 50 тыс. Убежден, что и этот вариант не вызовет у нас восхищения. И мы будем искать способы принудительного возвращения долга, пробуя арестовать и продать имущество должника. Или применить другой вариант принудительного взыскания.

Но вернемся к случаю, когда долги не может или не хочет платить государство. Напомню, что деньги нам одолжили учреждения, организации и десятки или сотни тысяч граждан других стран, которые купили украинские евробонды, предоставили правительства или специальные финансовые институты, созданные государствами мира. Очевидно, некоторые думают, что в отличие от нас самих иностранные заемщики по ночам не спят, с нетерпением ожидая, когда мы, наконец, их осчастливим и заявим: радуйтесь, возвращать ваши деньги мы не собираемся! Но, боюсь, не обрадуются. Потому что никто не хочет потерять свое.

И когда должник добровольно не захочет вернуть средства, прибегают к другим действиям, накладывая арест на активы государства. Самый простой из них – это международные валютные резервы ($20 млрд), которые находятся преимущественно не в Украине и решения по которым будут принимать не украинские суды. Правда, тогда на вопрос, каким будет обменный курс гривны к доллару, будут два правильных ответа: не знаю или обратись к гадалке.

Арест может быть наложен на другие активы государства (есть некоторые исключения). Если таких "воспитательных" мер недостаточно, могут быть приняты торговые меры. А мы крайне уязвимы в этом плане, потому что очень зависимы от экспорта, который в прошлом году превышал 40% объема украинской экономики.

И чем закончатся эксперименты с дефолтом? В конце концов, придется сесть за стол переговоров с кредиторами. Ожидаем, что они спишут нам долги? Подставляйте карманы! Нам уже раз "списали" – в 2015 году. И за это "списание" наши дети и внуки до 2040 года будут вспоминать незлым тихим словом тех, кто подарил им такое списание. Нет, мы останемся и дальше с долгами. Только добавятся дополнительные новые проблемы. Сейчас мы берем в долг твердую валюту под 10%, после "дефолтных" экспериментов одалживать будут еще дороже, либо вообще не будут. Инвесторы бояться нас, как черти ладана. И не только иностранные. Потому что если с заемными деньгами могут поступить так, то почему не могут отобрать инвестиции?

К чести всех украинских правительств – ни одно из них не допустило такого варианта нецивилизованного поведения. Потому что такое поведение подрывает доверие. Это то, что можно потерять в мгновение, а восстанавливается – годами, иногда и десятилетиями.

Источник: Віктор Пинзеник / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.