Противостояние на почве "войны с памятниками" может закончиться тем, что Польша и Украина из стран-союзниц на международной арене превратятся в непримиримых врагов.
Приостановка процесса легализации польских памятников в Украине по инициативе Института национальной памяти проблему не решит, а только еще больше подольет масла в огонь. Такими подходами борцы с монументами отравляют отношения между странами.
Но главное то, что "дипломатия пощечин" между Украиной и Польшей может не ограничиться одним международным скандалом, а стать причиной самой настоящей дипломатической войны.
В 2003 году президенты Украины и Польши Леонид Кучма и Александр Квасьневский пытались поставить точку во вражде на фоне событий на Волыни в 1943 году. В 2003-м они даже приняли по этому поводу совместное заявление. Но все иллюзии рухнули, когда Ющенко взял противоположный курс. Поляки этого простить не смогли. По этой причине в ближайшее время примирение между Украиной и Польшей в вопросе событий на Волыни в годы Второй мировой войны маловероятно.
Сейчас мы наблюдаем пик украинско-польского противостояния – у власти и в Киеве, и в Варшаве политики, чьи взгляды на события 70-летней давности диаметрально противоположны. Уступать никто не намерен, даже во имя будущего двух близких народов. К сожалению.
Тем не менее, вандализм и разрушение каких бы то ни было мемориалов, памятников и памятных знаков неприемлемы в цивилизованном обществе.
Если бы венгерские националисты воевали с советскими памятниками, я бы никогда в жизни не узнал, где находится могила родного брата моей мамы Василия Гребенюка – солдата Красной армии, погибшего при освобождении Венгрии во время Второй мировой войны.
Информацию о месте его захоронения я получил только благодаря тому, что венгры очень бережно отнеслись к военным архивам и местам захоронения советских воинов.
В свое время я обратился к представителям одной международной компании с просьбой помочь мне отыскать могилу дяди. Поиски увенчались успехом. Мне сообщили, что солдат Красной армии Василий Гребенюк похоронен в городе Ясберень недалеко от Будапешта. Я посетил место захоронения дяди вместе с сыном. Это была братская могила, в которой вместе покоились останки еще 12 воинов.
Но я бы никогда не побывал на месте захоронения, если бы венгры объявили войну памятникам.
Источник: "ГОРДОН"