Аукционный раж немного спал, но еще долго будут вспоминать историческую продажу картины "Спаситель мира" Леонардо да Винчи на аукционе Christie's за $450 млн. И не только из-за впечатляющего ценника.
Перечитав полсотни статей об этом событии, присланных мне друзьями и коллегами, и распространенных незнакомцами в соцсетях, я отметила, что почти никто из комментаторов не видел своими глазами этого фейк-Леонардо. Все оперируют впечатлениями от фото и мыслями пары экспертов, которые все же постояли у "Спасителя".
Мне случайно удалось встретиться с этой картиной еще до того, как швейцарский дилер Бувье продал ее российскому олигарху-скандалисту Рыболовлеву, а последний в свою очередь заработал на ней почти полмиллиарда долларов.
Было это в Лондоне лет семь назад. На одной из временных выставок в Национальной галерее были выставлены работы художников Ренессанса и несколько работ да Винчи. Как помню, в конце, почти у выхода с выставки, я встретилась с этой, недавно найденной "новой" работой старого Леонардо.
Все в ней было как-то странно. Не было ощущения не только кисти да Винчи, а даже впечатления, что это артефакт времен Возрождения вообще. Эта работа могла быть выполнена, например, в XVII или XIX веке или позавчера где-то на чердаке в Берлине или Пекине. Все, от композиции картины до ее происхождения (провенанса) и даже владельца (в то время это был какой-то консорциум арт-дилеров), все было странным, призрачным и подозрительным.
Особенно это было заметно после прохождения шести залов, заполненных известными работами известных мастеров Возрождения.
Да, "Спаситель мира" выполнена безупречно. Техника – самый высокий балл, но все равно не да Винчи.
Я очень люблю такие истории – с тайнами, загадками, саспенсом, кульминацией и веселой развязкой. И когда в Нью-Йорке 16 ноября на аукционе Christie's появилась конечная цена $400 млн (плюс $50 млн за услуги аукциона), я вспомнила одну из моих самых любимых историй из мира искусства, которая произошла в Париже 120 лет назад.
1 апреля 1896 года парижский музей Лувр анонсировал, что им выпала невероятная удача приобрести золотую тиару скифского царя Сайтаферна, случайно найденную в том году в Крыму. Царь Сайтаферн действительно существовал, он действительно имел много золота, это была действительно уникальная вещь, как раз качества коллекции Лувра. Цена тиары была невозможна для музея – это была самая дорогая археологическая находка в истории музея. Директор обратился в Сенат (парламента Франции), чтобы они помогли и предоставили налоговые льготы меценатам, которые заняли деньги музею, чтобы приобрести этот редкий экспонат.
Эксперты Лувра как один подтвердили правдивость и историческую важность этого золотого шедевра III века до нашей эры. Лувр приобрел тиару и с огромной помпезностью презентовал ее как выставку еще одного чуда света. Тиара Сайтаферна была на первых полосах всех газет Европы и даже в ежедневной газете Одессы.
Через пару недель поезд из Одессы привез в Париж никому неизвестного ювелира Израиля Рухомовского, который случайно прочитал о тиаре в местной газете. С поезда он пошел прямо в Лувр к директору и сказал, что тиара – его произведение, и это был заказ от двух его клиентов-дилеров Шепселя Гохмана и его брата Лейбы как подарок для их друга-археолога.
Эксперты Лувра не хотели верить в такую невероятную и позорную для них историю до тех пор, пока Рухомовский не продемонстрировал свой талант и действительно не воспроизвел рисунок тиары до последней мелочи.
Скандал был больше, чем победа Дональда Трампа на выборах президента.
Лувр уже не мог вернуть деньги, эксперты были унижены. Тиару быстренько переименовали в "искусное произведение ювелирного искусства XIX века" и перенесли в коллекцию Музея декоративного искусства (который находится по соседству с Лувром в одной из его пристроек), где он экспонируется и сегодня.
Или "Спаситель мира" действительно кисти Леонардо да Винчи? Конечно! Кто заплатил за сомнительную работу полмиллиарда? Покупаем попкорн и ждем на выход следующего Рухомовского.
Источник: "ГОРДОН"