13 ноября Украина и Россия в онлайн-режиме провели заседание украинско-российской комиссии (УРК) по вопросам рыболовства, на котором подписали протокол о вылове рыбы в Азовском море. Стороны общались по видеосвязи, украинская делегация находилась в Бердянске Запорожской области, сообщает "Крым.Реалии".
Издание отмечает, что заседание прошло за закрытыми дверями, на него не пустили журналистов и представителей общественности, которые протестовали против подписания документа.
Крымскотатарский активист Эрфан Кудусов рассказал журналистам, что у общественности было несколько вопросов к Госрыбагенству Украины, связанных с подписанием протокола.
"Выдает ли российская сторона после подписания протокола квоты предприятиям в оккупированном Крыму? По нашим сведениям, это так. Можно прийти к выводу, что украинская сторона каким-то образом легитимизирует этот процесс. У нас также были вопросы относительно собственности Госрыбагентства на оккупированной территории, доступа украинских рыбаков в Керченский пролив, которого они не имеют. Мы хотели, чтобы эти вопросы обсудили в онлайн-режиме во время работы комиссии", – сказал он.
Бывший постоянный представитель президента Украины в Автономной Республике Крым Борис Бабин считает, что итоги онлайн-заседания двухсторонней комиссии по вылову рыбы на Азове являются незаконными.
"Соглашение 1993 года очень четко прописывает, что сессии комиссии должны поочередно проходить в государствах-участниках. В прошлом году сессия начала проводиться в Украине, ее сорвали патриоты, затем абсолютно преступным путем протокол на 2019 год все же подписали. В этом году сессия должна была пройти в России, но этого не произошло. Все эти сеансы виртуального общения противоречат соглашению. Я уверен, что любой суд отменит протокол, если они додумаются его подписать", – сказал он в комментарии "Крым.Реалии".
Экс-заместитель главы Генпрокуратуры Евгений Енин заявил в Facebook, что Министерство иностранных дел Украины должно прокомментировать инцидент, "который пахнет коррупцией или элементами государственной измены".
Он заявил, что представители рыболовецких компаний, присутствовавшие на заседании комитета, "высказывались в пользу денонсации двустороннего соглашения с РФ и дальнейшей работы в рамках соответствующих многосторонних конвенций", так как те дают рыболовецким предприятиям более выгодные условия, чем подписанный с Россией протокол.
Эксперт по международной политике Украинского института будущего Илия Куса отметил в Facebook, что Службе безопасности Украины стоит "разобраться, почему у нас так подписываются документы с Россией и почему они вообще подписываются, и нет ли здесь признаков государственной измены".
В Министерстве энергетики и защиты окружающей среды Украины анонсировали дистанционное подписание протокола 11 ноября. В ведомстве тогда утверждали, что Украина может лишиться права вести промышленный вылов рыбы, если не будет подписан этот документ.
В ведомстве подчеркивали, что промышленный лов рыбы в Азовском море ведут 90 украинских предприятий, на которых работает 4 тыс. человек.
На сайте министерства указано, что сейчас статус Азовского моря определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года и подписанным в 2003 году Украиной и Россией Договором о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Деятельность в сфере рыбного хозяйства регулируется в соответствии с соглашением, подписанным в 1993 году на заседании УРК.