Крымские татары, проживающие в различных регионах России, планируют создать федеральную национально-культурную автономию. Об этом агентству "РИА Новости" сообщил глава "государственного комитета крымского правительства по межнациональным отношениям и депортированным гражданам" Заур Смирнов.
По его словам, такая автономия уже действует в Крыму, ее возглавляет Эйваз Умеров. В настоящее время региональные автономии крымских татар создают в других регионах РФ: в Москве, Санкт-Петербурге и Астраханской области, уточнил Смирнов, добавив, что после этого крымские татары получат право на образование "национально-культурной автономии федерального уровня".
Он пояснил, что цель автономии – объединение всех крымских татар, живущих в России. Руководитель автономии будет представлен в совете при президенте России по межнациональным вопросам, подчеркнул политик.
Федеральная национально-культурная автономия в России позволяет ее представителям самостоятельно решать вопросы развития языка, национальной культуры и образования. Для создания автономии необходимо не менее половины зарегистрированных региональных автономий жителей РФ, которые относят себя к соответствующему этносу.
Ранее глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров заявил, что создание национально-территориальной крымскотатарской автономии будет главным аргументом для возвращения Крыма в состав Украины, добавив, что "все эти 23 года Крым де-факто в составе украинского государства был российской автономией".
Россия оккупировала Крым после незаконного референдума 16 марта 2014 года. Присоединение полуострова к РФ не признается Украиной и большинством стран мира.
Согласно переписи 2001 года, в Крыму проживает около 250 тысяч крымских татар. После аннексии Крыма, по данным правозащитников, ситуация с правами человека на полуострове значительно ухудшилась. Под различными предлогами, включая борьбу с экстремизмом, власти преследуют людей, которые осмеливаются открыто критиковать действия России на полуострове, в особенности крымских татар, заявляли правозащитники из Human Rights Watch.