Бывший министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко выразил недоумение в связи с тем, что о нарушениях на горящей нефтебазе "БРСМ-Нафта" не знали контролирующие органы.
"Глава МВД Арсен Аваков заявил, что эта нефтебаза незаконно была введена в эксплуатацию, что документов не было. У меня нет оснований не верить министру. Если допустить, что это база приближенного к Януковичу министра – а я вполне допускаю, что при Януковиче все строилось на бизнес-интересах – контролирующие органы закрывали глаза, и все проводилось без документов. Однако прошло уже больше года с момента прихода новой власти. А что за этот год было сделано? Неужели об этом не знал мэр города, соответствующие специалисты обладминистрации, соответствующие специалисты Государственного архитектурно-строительного контроля, Госгорпромнадзор (Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору. – "ГОРДОН")?" – сказал Кучеренко в комментарии изданию "ГОРДОН".
По мнению эксперта, предстоит разбираться не только с техническими, но и с юридическими последствиеми пожара.
"Зорян Шкиряк сейчас не официальное лицо, он советник главы МВД, но тем не менее сразу сказал, что горящая нефтебаза – это активы "семьи" (родственников и приближенных беглого президента Виктора Януковича. – "ГОРДОН"). Сейчас мы понимаем, что это серьезнейшая катастрофа с серьезнейшими экологическими последствиями. Нужно разбираться, какую ответственность несет собственник, было ли застраховано имущество, какая страховая компания. Юристы должны активно поработать", – отметил экс-министр.
По его мнению, отсутствие проверок на нефтебазах и АЗС привело к негативным последствиям.
"Летом прошлого года Кабмин ввел популистский мораторий на все проверки, якобы под лозунгом дерегуляции и защиты бизнеса. Ликвидировали кучу инспекций. Сейчас выясняется, что все инспекции, которые могли бы проверить качество бензина, безопасность заправок, безопасность энергетики, все контролирующие органы либо ликвидированы, либо реформированы и сведены до импотентного состояния, либо в какой-то стадии реорганизации. Хочется сказать правительству: определитесь, вы в дерегуляционный популизм хотите играть или вы хотите действительно сделать нормальные государственные контролирующие органы? А после этого уже нужно бороться с коррупцией", – подчеркнул Кучеренко.
Он считает, что государство должно проверить, в каком состоянии сейчас опасные объекты в Украине.
"Коррупция – это зло, которое поразило всю страну, и с ней надо бороться. Но с другой стороны, это не значит, что надо ликвидировать государственные функции. Нужно провести анализ ситуации с пожаром, провести серьезную дискуссию. Выяснить, понимают ли государственные органы, что происходит на техногенно опасных объектах. Есть ли система контроля? Понимаем ли мы, в каком состоянии теплосети, тепловые и атомные станции? Знаем ли реальную ситуацию, или все документы – фикция? Судя по всему, мы не готовы предупреждать катастрофы, и мы очень слабо готовы их ликвидировать", – сказал эксперт.
По его мнению, Государственная служба чрезвычайных ситуаций испытывает трудности.
"Мы видели по полету в Непал (операция по эвакуации украинцев из Непала после землетрясения. –"ГОРДОН"), что в ГСЧС есть трудности. Ничего тут удивительного нет, воровали средства там точно так же, как и в остальных сферах, без исключения. Поэтому такое состояние техники и специалистов. Как и в армии, медицине, на железной дороге, в коммунальной сфере. С одной стороны, самортизированы основные фонды, с другой стороны, полностью разрушена система государственного контроля. Из-за тотального взяточничества и коррупции все строилось и вводилось в эксплуатацию со всеми возможными нарушениями", – отметил экс-министр.
По его мнению, Украина не готова к борьбе с техногенными катастрофами.
"Есть два принципиально разных вопроса: готова ли Украина ликвидировать техногенные катастрофы и готова ли она их предотвращать? Устранять, видимо, плохо готова. Я очень благодарен пожарным, они действительно старались. Но смогут ли они на следующую катастрофу отреагировать? Я не уверен", – сказал Кучеренко.
Готова ли Украина к борьбе с техногенными катастрофами?
Пожар на нефтебазе в Киевской области вспыхнул три дня назад – 8 июня около 17.30. Вначале он охватил три резервуара, но позже перекинулся на всю нефтебазу. За прошедшие дни на ее территории произошло несколько сильных взрывов. По состоянию на вечер 11 июня на нефтебазе горят три емкости объемом 800 м³.
Ситуация усложнялась тем, что вблизи нефтебазы находится воинская часть с боевым арсеналом, но еще в первый день пожара спасателям удалось локализовать огонь и остановить его распространение.
Правоохранители рассматривают две версии пожара на нефтебазе: умышленные диверсионные действия и производственная халатность, но склоняются ко второй. Киевские власти прогнозировали, что полностью потушить огонь удастся до конца дня.