Из всех задержанных сегодня белорусскими правоохранителями людей отпустили только четверых журналистов, сообщила на своей странице в Facebook журналистка издания "Новое время" Кристина Бердинских.
"Я хотела поехать в Минск на День воли, написать репортаж в журнал и неделю назад отправила все необходимые документы для аккредитации в белорусское министерство иностранных дел (МИД)... В поезде "Киев – Минск" я честно призналась белорусской проверке, что работаю журналистом и что у меня есть аккредитация МИД. Слово "журналист" всех дико напугало, у меня проверили каждый файл в моем компе, каждую визитку в кошельке, все записи в блокноте, сколько у меня с собой денег, каждый мой карман, пресс-карту АТО, спрашивали раз пять, о чем я буду писать", – сообщила журналистка.
Она рассказала, что узнала в социальных сетях о том, что по улице Фабрициуса, 4 в Минске любой может принести передачу для задержанных в ходе "Марша нетунеядцев", проходившего в столице Беларуси.
"Мы поехали туда работать и общаться с людьми. Люди в основном приносили туалетную бумагу, предметы личной гигиены и так далее. Все это происходило в комнате на третьем этаже. В 17.40 кто-то сказал, что на первом этаже уже дежурит милиция. Мы спустились. Наряд милиции записывал личные данные всех, кто спускался. Всего 14 людей, среди которых четверо журналистов. Мы показали свои аккредитации, паспорта, но милиция отказывалась что-либо объяснять. Один из милиционеров сказал, что кто-то позвонил в милицию и сообщил, что в этом здании произошло преступление", – написала Бердинских.
По словам журналистки, она пыталась узнать у прибывших правоохранителей, какое преступление произошло в здании, однако на вопрос ей не ответили. После чего приехал милицейский автобус и всех присутствующих попросили в него проследовать.
"В бусе нас привезли в Московское РОВД на улице Грушевской, 9. Еще минут 20 мы сидели внутри автобуса. Потом открылась дверь и какой-то сотрудник правоохранительных органов нам сообщил, что "как вам уже объяснили, все вы задержаны по административному нарушению, ваши права ограничены, поэтому в отделении милиции отключите мобильные телефоны". "Но нам никто ничего не объяснял и нам сказали, что мы не задержаны!" – возмущались мы. "Тогда сейчас вам объяснят", – ответил он. Нас попросили выходить из автобуса по четыре человека", – отметила Бердинских.
По словам журналистки, спустя время в комнату зашел пресс-секретарь минской милиции, который проверил паспорта и аккредитации журналистов, после чего их отпустили.
"На улице мы снова спросили, что произошло и что будет с этими людьми, которые остались в управлении. Пресс-секретарь ответил, что он занимается только журналистами... Спасибо дипломатам. Мне звонил посол Украины и сказал, что они приехали в РОВД сразу же, как только узнали о моем задержании... К сожалению, это очень грустная история. У тех 10 задержанных ни за что людей нет таких связей, как у журналистов. Эти люди абсолютно бесправны. Им никто ничего не объясняет, на их вопросы не отвечают, их телефоны отключены, и абсолютно тупиковая ситуация. Это очень грустно. Посмотрим, что будет завтра", – подытожила журналистка.
Бердинских белорусские правоохранители задержали сегодня в Минске. В милиции ее продержали час, после чего отпустили.
Во второй половине февраля в Беларуси начались акции протеста, люди требуют отмены декрета №3 "О предотвращении социального иждивенчества".
Этот документ президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 2 апреля 2015 года. Им устанавливается, что "граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов". Они обязаны уплачивать сбор в размере 20 базовых величин (около $200).
Как сообщает "Радые Свабода" 24 марта, в Беларуси две недели идут массовые суды над участниками "Маршей нетунеядцев", уже задержаны или приговорены к аресту или штрафу более 300 человек, более 120 человек встретят День воли (25 марта) в тюрьмах.