Екатерина, брат которой – Иван Житник с позывным Джанго – два года в Авдеевке в составе 110-й бригады ВСУ, рассказала журналистам о том, что ей позвонил Иван и сказал, что он ранен. Вместе с ним были еще четверо раненых бойцов бригады и один военный, который был здоров, но решил остаться с побратимами.
"Им (раненым) сказали, чтобы они ждали машину, а всех целых забрали. И они эту машину ждали полтора дня. И когда они поняли, что никто за ними не приедет, то начали всем звонить. Ваня, когда мне звонил, у него такие боли были, его там обкололи всем, что у них оставалось, но медикаменты заканчивались и еда тоже", – рассказывает женщина.
Разговор между братом и сестрой попал в соцсети, хотя Екатерина говорит, что ничего не публиковала, но сбросила запись разговора родственникам.
В обед зять Екатерины по видеосвязи набрал Джанго. По словам женщины, брат сказал, что командование договорилось, чтобы их забрали россияне, потому что украинские военные к ним уже не доберутся.
Во время этого видеоразговора зять Екатерины увидел на видео, как в шахту зашли россияне и сказали всем выходить: "И зять говорит нам: я вижу, как заходят россияне, и говорят: "Встали, вышли, мы вас нести не будем". Зять еще пытался с ним поговорить, а они сказали брату выключить телефон".
На российском видео Екатерина узнала тело брата по одежде и бутылке с водой, которую он держал в руках, когда их выводили из шахты россияне.
Боец 110-й бригады Виктор Биляк рассказал журналистам, что был с ранеными бойцами на "Зените" до его эвакуации оттуда. На видео россиян он узнал военного с татуировкой на руке в форме креста – Андрея Дубницкого с позывным Байрактар. 14 февраля он оставался на позиции "Зенит" вместе с другими ранеными.
"Он меня набрал в 7.00, но мы спали. Мы в 10.00 поговорили. Он ранен в пах, перемотан, старался шутить, расплакался. Потом мы переписывались… Последнее сообщение было в 12.00, что будет плен. Все переписки у меня остались", – рассказывает жена Дубницкого Людмила.
16 февраля Людмила уехала в военкомат, чтобы узнать что-то о муже, однако там ей ничего не ответили. Вечером она нашла опубликованное россиянами видео.
"В 22.30 я нашла это видео, я узнала его по татуировке. Его сослуживец мне подтвердил, что это он. Никто после этого мне не звонил, ничего. Сегодня просили ДНК-тест дочери, если что, я отдала все документы, данные паспорта, военный билет. Его призвали 8 марта 2022 года, и с тех пор он все время был в Авдеевке… Дочери было четыре месяца, когда его мобилизовали", – говорит женщина.
Вместе с Дубницким на российском видео был Георгий Павлов с позывным Панда. Его узнала мама Инна.
Павлов – контрактник, служил с 2015-го. В 2017 году был в Мариуполе Донецкой области, затем его перевели в 110-ю бригаду, последний год он служил на позиции "Зенит". Его мать говорит, что военные три дня ждали эвакуации.
"Они три дня ждали машину, он еще тогда не был ранен и 14-го получил ранения, у него осколочные ранения, спина… Я его очень просила, сынок, сдайся в плен, ты мне нужен живой – у него маленький ребенок, пять лет, сын Андрей, а он говорит: "Мама, я воин". Хотелось бы верить, что они живы. Больше всего я сейчас хочу – найти своего сына. Хочу увидеть своего сына – ему будет 30 лет в этом году", – говорит Инна.
Через несколько часов после разговора с журналистами женщина написала сообщение, что узнала тело сына на том же российском видео с убитыми украинскими бойцами.
Журналисты "Слідства.Інфо" обратились за комментарием в пресс-службу 110-й отдельной механизированной бригады. Там ответили, что нужно проверить информацию.
"Я не могу ни подтвердить, ни возразить, нужна проверка, верификация. Штатное расписание – это информация для служебного пользования, у меня нет доступа к этой информации… Я видел это видео, но если бы это была правда, россияне уже из этого разогнали бы истерику, что мы бросили раненых. Это могут быть ребята с другой позиции, из других мест, другого времени", – сказал представитель бригады.
Главный редактор "Цензор.НЕТ" Юрий Бутусов в Facebook назвал вероятные фамилии еще трех тяжелораненых украинских военных с "Зенита", которых не смогли эвакуировать, – Барановский, Савосик, Зинчук.
"Эти раненые не могли передвигаться самостоятельно, средства эвакуации для их вывоза отсутствовали. Из-за полного окружения "Зенита" какая-то техника проехать для эвакуации не смогла... О судьбе трех других раненых, попавших в плен на "Зените", пока что ничего неизвестно. Узнать все тела на российском видео невозможно", – подчеркнул он.