"У нас есть сегодня два военных подразделения – это крымскотатарская добровольческая диверсионно-разведывательная группа при ГУР Минобороны Украины и добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана, который возглавляет Ленур Ислямов. Всего где-то около 2 тыс. крымских татар [служат]", – сказал он.
Политик отметил, что все крымские татары, которые после оккупации Крыма перешли на материковую часть Украины, подлежат призыву как граждане Украины и они были призваны по месту жительства.
Джемилев подчеркнул, что на оккупированном полуострове страна-агрессор забирает крымских татар на войну против сил обороны Украины.
"Во время так называемой мобилизации в России в 2022 году нам в руки попал список подлежащих призыву в армию РФ в Крыму. И мы обратили внимание, что там было крымскотатарских фамилий непропорционально больше, чем крымские татары составляют относительно населения полуострова. Это, конечно же, не означает, что они ценят крымских татар как воинов. Скорее, наоборот. Ясно было, что их отправляют на смерть. Задача оккупантов – очистить Крым, этот протестный потенциал уничтожить", – объяснил он.
По данным Джемилева, оккупанты "смогли призвать в свою армию далеко не всех призывников" крымскотатарского происхождения.
"На сегодняшний день мы получили информацию только о 41 трупе из числа крымских татар, вернувшихся в мешках. Из них 22 человека – это заключенные по бытовым статьям, которых забрали в армию под угрозой, что дадут новые сроки. Только шесть человек – позарившиеся на большие деньги, которые оккупанты обещали. А остальные погибшие – те, кому не удалось избежать [мобилизации]. Но это не означает, что этим цифры ограничиваются. Потому что очень многие – пропавшие без вести", – сказал он.
Журналист спросил Джемилева и о потерях крымских татар в рядах ВСУ.
"Точной цифры не знаю. Мы обычно хороним их сами. И нам даже на том кладбище, где очень много воинов наших похоронено, выделили отдельный участок. Потому что крымских татар надо хоронить в соответствии с исламскими традициями. Там пока, по-моему, семь-восемь могил. Очень много наших погибших соотечественников в разных местах похоронены. Проблема еще в том, что мы не можем сообщать фамилии и имена тех, кто погибли. Потому что сразу же в Крыму начинаются наезды ФСБ на их родственников", – объяснил бывший глава Меджлиса.