Группа Investohills Partners создана в 2010 году, когда Волков основал компанию "Вектор", специализирующуюся на взыскании "плохих" долгов. Сегодня, по его информации, группа владеет активами на 100 млрд грн.
На Волкова работает 200 человек, в основном юристы, ведущие более 1000 судебных дел против компаний "различного калибра". Больше всего прибыли приносят иски против крупных должников.
Как отметил бизнесмен, первая "крупная рыба" клюнула в 2011 году. "Укрсиббанк", который принадлежал BNP Paribas, выставил на продажу портфель кредитов на $650 млн. Волков заплатил за этот актив $75 млн: частично – из средств компании, частично – по кредиту в том же "Укрсиббанке".
Портфель состоял из 12 тыс. ипотечных и автокредитов, по которым велось почти 6000 судебных дел. Переговоры и судебные процессы с должниками растянулись на несколько лет. Волкову удалось реструктуризировать 90% кредитов и получить по ним выплаты.
"Это иллюзия, что мы купили очень дешево. С этого портфеля мы вернули свою инвестицию только в 2014 году, а заработать уже не успели", – подчеркнул Волков.
В 2011–2012 годах он выкупил проблемные кредиты Swedbank Ukraine, Credit Agricole и "Банка Грузии".
"Дисконты были по 80%, 90%, даже 95%", – вспоминает бизнесмен.
Работу с должниками он поставил на поток и стандартизировал. Сначала коллекторы выделяют группу должников, которые "вообще способны договариваться".
"Представьте себе владельца однокомнатной квартиры в Житомире, который пришел в споре в Верховный Суд. Услуги по сопровождению этого кейса могут в итоге быть дороже стоимости залога", – уточнил Волков.
По его словам, договороспособным должникам предлагается скидка – ориентировочно треть от стоимости залога. На тех, кто сопротивляется, коллекторы подают в суд с целью договориться о частичном погашении долга. Максимальный уровень "скидки" – 50%. При этом с 90% перспективных должников удается договориться.
Как отметил Волков, после аннексии Крыма и российского вторжения на Донбассе настали "трудные времена". Нацбанк вывел с рынка 90 банков. Их активы достались Фонду гарантирования вкладов физических лиц. Общий объем таких активов – 400 млрд грн, из них проблемные кредиты украинским клиентам составляли 300 млрд грн.
"Не было инвесторов, все пытались выживать. Мы собирали платежи по старым вкладам, но не более того", – подчеркнул бизнесмен, добавив, что "свет в конце тоннеля" появился, когда Фонд гарантирования вкладов начал продавать большие пулы проблемных активов на аукционах ProZorro.
Тогда Волков привлек к своему бизнесу инвестора. У Михаила Бакуненко за плечами опыт работы в Goldman Sachs и Renaissance Capital.
"Я сам предлагал Андрею заняться инвестициями в проблемные активы", – заявил Бакуненко.
В Investohills Partners у него мажоритарный пакет, Волков – управляющий партнер. На начальном этапе Бакуненко вложил в бизнес почти $10 млн. В оперативном управлении он не участвует, для него Investohills – один из инвестпроектов. Его основное место работы – председатель правления компании "Укрнефтебурение". В 2020 году Бакуненко занял 15-е место в рейтинге лучших CEO по версии Forbes.
По словам Волкова, он занимается долгами "всю свою сознательную жизнь", список Forbes читает, "как меню в ресторане".
"С [внефракционным народным депутатом] Вадимом Новинским мы в судебных процессах по нескольким кейсами, [бывший нардеп] Константин Жеваго – наш большой должник, [бизнесмен Дмитрий] Фирташ у нас в портфеле тоже есть. Нам все равно – олигарх, не олигарх, если у нас есть правильные документы, юридическая позиция, то мы им занимаемся", – заявил Волков.
Он отметил, что их часто называют "рейдерами", "стервятниками" и "угрозой национальной безопасности".
"Бывает, что человек занял деньги, разбазарил их или построил бизнес и теперь думает, что он ничего никому не должен. А всех, кто заставляет его платить, называет рейдерами", – сказал Волков.
По его сведениям, к началу 2021 года в Фонде гарантирования вкладов оставалось "плохих" активов примерно на 100 млрд грн – в четыре раза меньше, чем было в "разгар банкопада". Однако, по его словам, проблемные долги есть не только у банков. В частности, бизнесмен смотрит в сторону газового рынка.
При этом Бакуненко отмечает, что у компании "очень неплохая подушка ликвидности". В сентябре 2020 года партнеры привлекли $100 млн в новый инвестфонд Investholis Helantius.
"Мы можем вложить эти деньги в украинский рынок. Было бы что покупать", – резюмировал Волков.