Попытка вывести государственное предприятие по поставке, транспортировке и хранению природного газа "Укртрансгаз" из-под контроля национальной акционерной компании "Нафтогаз України" и переподчинить его Министерству экономического развития и торговли – яркий пример нарушения договоренностей с западными партнерами. Об этом в комментарии "ГОРДОН" заявил украинский инвестиционный банкир, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.
"Не хочу сказать, что это политическое рейдерство. Это слишком громкое заявление, но суть не меняется: это вопиющий пример, когда пытаются умыкнуть госкомпанию, нарушая все договоренности с западными партнерами", – заявил Фурса.
Эксперт подчеркнул, что за решением первого вице-премьер-министра Украины и главы Минэкономразвития Степана Кубива переподчинить "Укртрансгаз" стоит "группа влияния во власти", которой западные партнеры вовремя "дали по рукам".
"Судя по всему, за решением Кубива стоит группа влияния, которая решила взять под контроль "Укртрансгаз". Я не знаю, кто конкретно стоит за этой группой влияния, но позицию Кубива с утра защищал Кононенко (Игорь Кононенко, первый заместитель председателя фракции Блок Петра Порошенко. – "ГОРДОН"). Просто так он это сделал или нет – вопрос открытый. Но так или иначе, заявление Кубива о приостановке приказа фактически означает, что Кубив отменил собственное решение, потому что ему дали по рукам. Существуют договоренности с Западом и интересы кредиторов, именно потому группе влияния не позволили сделать то, что она пыталась сделать", – сказал Фурса.
Инвестбанкир уверен, что западные кредиторы обязательно поднимут вопрос о ситуации вокруг "Укртрансгаза" на встрече с президентом Украины Петром Порошенко на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке.
"Группам влияния во власти до сих пор кажется, что подобные шаги могут "прокатить". Они даже не подумали, что это было сделано сразу после выделения Украине очередного кредита МВФ и накануне поездки Порошенко в Нью-Йорк. Думаю, в США ему очень неприятными словами скажут все, что западные партнеры думают о ситуации вокруг "Укртрансгаза", – подытожил Фурса.
9 сентября Министрество экономического развития и торговли дополнило новый устав национальной акционерной компании "Нафтогаз України" несколькими абзацами, фактически возложив на себя функции управления оператором газотранспортной системой – компанией "Укртрансгаз". Под приказом стоит подпись главы министерства, первого вице-премьер-министра Украины и бывшего представителя президента в нынешней Верховной Раде Степана Кубива.
Решение Кубива вызвало негативную реакцию в "Нафтогазе". Представители компании заявили, что министерство нарушает условия кредитного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития на сумму $300 млн, а также ставит под угрозу получение компанией кредита от Всемирного банка на $500 млн. "Под угрозой другие, уже выданные и которые могут потребовать досрочно вернуть, международные кредиты на сумму более $1 млрд", – заявил директор по развитию бизнеса компании Юрий Витренко. Позицию "Нафтогаза" разделяет Европейский банк реконструкции и развития. "Если наши опасения подтвердятся, то это очень серьезное событие", – сказал старший советник ЕБРР Антон Усов.
Секретариат Европейского энергетического сообщества также выразил недовольство решением министерства и призвал украинские власти следовать рекомендациям по корпоративному управлению государственными предприятиями, как это было согласовано с международными донорами. Игнорирование рекомендаций "ставит под угрозу текущие арбитражные дела "Нафтогазу" и роль Украины как транзитера газа", указывалось в заявлении сообщества.
Утром 19 сентября Кубив сообщил, что решение министерства приостановлено для дополнительных консультаций о разделении функций компаний "Нафтогаз" и "Укртрансгаз".
Публичное акционерное общество "Укртрансгаз" – государственное предприятие по поставке, транспортировке и хранению природного газа. Учредителем газотранспортной компании является Национальная акционерная компания "Нафтогаз України". В состав "Укртрансгазу" входит 14 структурных подразделений на правах филиалов, производственные объекты которых находятся во всех областях Украины.