В правительственном документе указано, что с 1 января 2026 года частное акционерное общество "Экспортно-кредитное агентство" будет от имени государства выплачивать частичные компенсации стоимости поврежденного имущества субъектов хозяйствования, а также частично компенсировать страховые премии по договорам страхования от военных рисков.
Газета "Юридична практика" объяснила 1 декабря, что означает принятое Кабмином постановление.
Частичная компенсация стоимости уничтоженного или поврежденного имущества субъектов хозяйствования относится исключительно к территориям повышенного риска (кроме оккупированных): Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Сумская, Харьковская, Херсонская и Черниговская области.
Компенсировать могут такие риски, как попадание ракет и дронов любых типов, артиллерийских снарядов или их обломков, противовоздушной и противоракетной обороны, пожары, взрывы и ударные волны.
Участие в программе является добровольным и осуществляется на платной основе. Для этого в "Экспортно-кредитное агентство" нужно подать следующие документы:
- заявление;
- копии документов, подтверждающих право собственности на имущество;
- отчет об оценке имущества, исполненный субъектом оценочной деятельности;
- выписка из Единого государственного реестра;
- квитанция об уплате одноразового взноса;
- копии паспорта и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика подписчика заявления.
"За участие в программе по компенсации за повреждение/уничтожение имущества уплачивается взнос в размере 0,5% общей суммы вероятного ущерба за повреждение/уничтожение всего имущества. Сумма вероятного ущерба указывается субъектом хозяйствования в заявлении и не может превышать действительной стоимости такого имущества, определенной отчетом об оценке имущества", – пишет издание.
Его автор отмечает, что размер компенсации за поврежденное имущество субъекта хозяйствования вместе со связанными с ним лицами совокупно не может превышать 10 млн грн на протяжении всего срока действия программы по компенсации и не может быть больше размера прямого (реального) ущерба.
"Важно, что компенсацию можно получить исключительно в отношении поврежденного или уничтоженного имущества, которому были нанесены убытки после 1 декабря 2025 года. [...] Допущенные ошибки в документах для получения компенсации, или представление субъектом хозяйствования неполного пакета документов является основанием для отказа в предоставлении компенсации без возможности возврата уплаченного единоразового взноса", – объясняет "Юридична практика".
Постановление Кабмина "запускает реальный механизм государственного возмещения военного ущерба бизнесу", и это будет способствовать скорейшему восстановлению и защите экономики Украины, считает издание.
Народный депутат от "Слуги народа", глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев заявил 1 декабря в Telegram, что эта история – "яркий пример того, как реализация может дискредитировать любую хорошую идею".
"Во-первых, на программу, которая должна стартовать с 1 января, в проекте бюджета заложено всего 1 млрд грн (как, кстати, и на гуманитарное разминирование). Капля в море, если по состоянию на 1 января 2025 года, по оценке, [...] прямой ущерб достиг $172 млрд. Как показывает опыт того же гуманитарного разминирования, нет достаточного финансирования – нет и результата", – написал он.
Нардеп раскритиковал такие положения, как компенсация за имущество, поврежденное только после 1 декабря; предельную сумму компенсации в 10 млн грн ("многим может не покрыть убытки"); прекращение сбора заявок, если они превысят предусмотренный в госбюджете 1 млрд грн.
"Догадайтесь – (первое) кто успеет стать "счастливцами", которые окажутся среди победителей этого "соревнования на скорость"; (второе) не развернется ли вокруг этого новая схема, когда в рамках 1 млрд грн чьи-то заявки отклонят и откроется окошечко для приема еще нескольких новых заявок?" – прокомментировал Гетманцев.
Также, по его мнению, неприемлемо то, что из суммы компенсации будут вычислять суммы, полученные в качестве микро-грантов от государства на развитие собственного бизнеса, "ветеранский грант", помощь на релокацию или гранты на создание или развитие предприятий перерабатывающей промышленности.
"В-шестых, вообще не должны подаваться на получение компенсации те, кто на момент подачи заявки имел на 1 число соответствующего месяца налоговую задолженность. Почему-то никто в правительстве, живущем очень оторванно от реалий жизни во время войны, не задумался над очень простым вопросом – на прифронтовых территориях есть еще и категория тех, у кого раньше, несмотря на сложные условия работы, налогового долга не было, но он возник в результате разрушения производства, и просто не стало того дохода, с которого можно было уплатить налоги? Где им взять средства, если продать уже нечего, а банки кредит на погашение долга не дадут?" – написал Гетманцев.
"Вишенкой на торте" он назвал платное участие в программе компенсации, которая составляет 0,5% от общей суммы предполагаемого ущерба.
"Вроде бы и немного, но я бы указанную сумму не привязывал к стоимости имущества и заменил на фиксированный платеж. Ну и традиционно – безумная куча всяческой бюрократии в процессе участия в программе, которая у многих просто должна отбить желание влезать в эту всю историю", – заявил Гетманцев.