Украина взяла на себя обязательство обновить законодательство о железнодорожном транспорте после того, как в 2014 году было подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, и с тех пор разные составы ВР и Кабмина провалили уже не одну попытку принятия закона, отмечает издание.
"В пояснительной записке сказано, что проект "вводит систему органов государственного управления железнодорожным транспортом, которая отвечает положениям актов ЕС в сфере железнодорожного транспорта, регулирует деятельность операторов железнодорожного подвижного состава и владельцев подвижного состава". В тексте есть также упоминание о Нацкомиссии, которая осуществляет госрегулирование в сфере транспорта, и перечисляются ее полномочия, однако не указано, когда именно она будет создана. Также в законопроекте отсутствуют упоминания о частных операторах тяги", – указывает ЦТС.
В Европейской бизнес-ассоциации ЦТС объяснили, что в Раду подали проект, не прошедший обсуждение с бизнесом. Законопроект, который обсуждали с бизнесом и стейкхолдерами, называется "О железнодорожном транспорте", и пока неясно, когда его зарегистрируют в Раде, говорят в организации.
"В ЕВА отмечают, что в зарегистрированном проекте есть много "но": там отсутствуют системные положения, которые бизнес ожидает от закона. В частности – реформирование "Укрзалізниці", которое обеспечит организационное и финансовое разделение деятельности УЗ как перевозчика и оператора инфраструктуры, запрет перекрестного субсидирования указанных направлений, создание отдельной структуры для решения вопросов с непрофильными активами и спорными обязательствами и т.д.", – перечисляет "Центр транспортних стратегій".
Также, по убеждению специалистов, новый закон должен предусматривать:
- недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре общего пользования;
- государственное регулирование тарифа на доступ к железнодорожной инфраструктуре путем согласования размера тарифа Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта;
- внедрение прозрачной и четкой схемы расчета тарифа.
Менеджер комитета по логистике EBA Дарья Сичкарь отмечала, что один из главных моментов, который требует доработки, – это введение частной тяги. В законопроекте есть положения, что в течение пяти лет со дня, когда закон вступил в силу, перевозки на инфраструктурных сетях с шириной колеи 1520 мм осуществляют только субъекты хозяйствования государственного сектора экономики.
"То есть в лучшем случае только через 10 лет у частных операторов появится возможность выйти на колеи 1520. Это категорически не поддерживается бизнесом, так что мы надеемся это положение доработать", – комментировала она.
Издание отмечает, что допуск частных компаний к железнодорожным перевозкам – это основное обязательство, которое взял на себя Кабмин в международных соглашениях со Всемирным банком и ЕС Ukraine Facility.