Политика Национального банка Украины заключается в том, что курс должен формировать рынок. Об этом в интервью "Интерфакс-Украина", опубликованном 4 декабря, заявил заместитель главы НБУ Олег Чурий.
"Национальный банк принимает участие в торгах только для сглаживания чрезмерных колебаний или пополнения резервов, но в принципе не имеет намерения или цели вмешиваться в курсообразование. Следовательно, гривна движется в оба направления, исходя из спроса и предложения. Сегодня фундаментальные факторы обусловливают избыточное предложение валюты на украинском рынке. При таких условиях укрепление гривны – это естественный процесс", – сказал он.
Чурий пояснил, что избыточное предложение валюты и связанное с ним укрепление гривны – это не следствие исключительно притока инвестиций нерезидентов в государственные облигации правительства. В этом году на эти цели они потратили $3,7 млрд, но чистая покупка валюты Нацбанком в этом году уже превысила $5 млрд. То есть избыточное предложение валюты еще на $1,3 млрд было сформировано за счет других факторов, прежде всего улучшения показателей экспорта и импорта.
"Наличие скрытых проблем на валютном рынке экономисты всегда видят в платежном балансе. В Украине так было и в 2007 году, и в 2013-м: рост импорта, в частности потребительского, приток спекулятивного краткосрочного капитала, расширение дефицита текущего счета. Ничего такого в 2019 году Национальный банк не фиксирует. Укрепление гривны продолжается почти год, а ухудшение текущего счета отсутствует", – добавил заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб.
По словам Чурия, призывы прекратить ревальвацию административным путем – это своего рода проявление комплекса неполноценности, нежелание видеть гривну полноценной валютой, которая может не только ослабляться, но и укрепляться. В то же время валюта, которая может только ослабляться, не имеет доверия, не используется для долгосрочных сбережений и имеет следствием долларизацию экономики. Соответственно, тогда никогда не будет и дешевых кредитов в гривне. В мире нет ни одного примера успешной страны с долларизированной экономикой, подчеркнул он.
Сологуб утверждает, что значение имеет не объем резервов, а экономическая политика.
"Украина 2011 года – резервы до $40, но "Нафтогаз" $25 млрд потратил за два года на импорт, и известно, чем это закончилось. Сейчас политика Нацбанка независимая и достаточно жесткая еще, но будет мягче. В финансовой системе – никакого скрытого дефицита. Дефицита энергетического сектора также нет. Вот это и является самым важным, а не объем резервов", – подчеркнул он.
Сологуб подчеркнул, что курс влияет на различные секторы экономики по-разному.
"Кому-то – хорошо, кому-то – хуже. С одной стороны, экспортеры жалуются на ревальвацию, а с другой – инвестиционный импорт оборудования для них и для других производителей становится дешевле", – добавил он.
В НБУ смоделировали, что если бы курс был бы примерно 27 грн/$, начиная со второго квартала 2019 года, – то рост экономики был бы на 0,1% больше. В то же время инфляция была бы значительно выше, сообщил Сологуб.
По состоянию на 6 декабря гривна к доллару подорожала до 23,88 грн/$.