"Самый большой пакет смягчений был введен в мае 2024 года: бизнесу разрешили выводить валюту за границу для уплаты ссуд и дивидендов. Но это решение оказалось очень ограниченным и не дает возможности бизнесу развиваться – из-за введения лимитов на переводы в размере нескольких миллионов долларов в год. Для примера: кредитный портфель "Метинвеста" на конец прошлого года был около $2 млрд, и 95% заимствований сделаны на Западе", – отметил Водовиз.
Он пояснил, что ежегодно у компании есть обязательство выплачивать $250–300 млн по своим заимствованиям, поэтому ослабление валютных ограничений от НБУ с лимитом $4 млн в год не дает абсолютно ничего для крупных игроков.
"Похожая ситуация у большинства крупных компаний в экономике Украины. У Ferrexpo, "АрселорМиттал Кривой Рог", "Интерпайп" и "Кернел" кредитный портфель превышает $1 млрд, и никто из них не может кредитоваться за рубежом. Мы вынуждены привлекать торговое финансирование через свои представительства за границей. То есть мы длинные деньги заменяем короткими, и это нонсенс", – подчеркнул руководитель.
Он отметил, что у НБУ есть инструменты для контроля за движением средств, поэтому регулятор может штрафовать компании, которые выводят деньги за границу не на погашение долговых обязательств. Но увеличение лимитов сейчас крайне важно.
"Так продолжаться не может, потому что начнется волна дефолтов, а это повлияет на рейтинги страны в целом. Недаром россияне не допускают дефолтов своих корпоративных заемщиков – понимают, что это влияет на стоимость заимствований для всей страны", – подчеркнул Водовиз.
Контекст
3 мая пресс-служба НБУ сообщила о самом крупном пакете смягчения валютных ограничений для предприятий с начала полномасштабной войны. В частности, регулятор отменил все валютные ограничения для импорта работ и услуг, внедрил возможность для бизнеса репатриировать "новые" дивиденды, переводить средства за границу по лизингу/аренде, смягчил ограничения по погашению новых внешних кредитов и тому подобное.
Ограничения вводились в связи с полномасштабным вторжением страны-агрессора России. В частности, 24 февраля 2022 года НБУ зафиксировал официальный курс гривны на уровне 29,25 грн за $1. 21 июля регулятор снизил официальный курс национальной валюты почти до 36,57 грн за $1. С 29 августа 2023 года украинские банки получили разрешение продавать населению безналичную валюту на сумму до 50 тыс. грн в месяц без подтверждения оснований для этого.
С 16 сентября Национальный банк разрешил государственным предприятиям и хозяйственным обществам, 100% акций которых принадлежат государству, переводить средства за границу для расчетов по кредиту или ссуде, которые были реструктуризированы на условиях, согласованных Кабинетом Министров Украины. Кроме того, было разрешено производить другие платежи, связанные с обслуживанием таких реструктуризированных обязательств.
В Национальном банке Украины решили с 3 октября 2023 года перейти в режим управляемой гибкости обменного курса. Это должно усилить устойчивость валютного рынка и экономики, поясняли в пресс-службе НБУ. После отказа от фиксированного курса позиции гривны практически не претерпели изменений, сообщили в регуляторе. В МВФ 4 октября заявили, что поддерживают решение НБУ отказаться от фиксированного курса гривны.
С 1 декабря Нацбанк смягчил валютные ограничения для бизнеса и граждан, в частности отменил все ограничения для банков и небанковских финансовых учреждений на объемы вероятной продажи ими наличной иностранной валюты населению.