Существующий на сегодня уровень социальной защиты Украина не может себе позволить, такого нет нигде в мире, – сказал в комментарии "ГОРДОН" бывший народный депутат, эксперт реанимационного пакета реформ Юрий Ганущак.
"Изменения в пенсионное законодательство все равно когда-нибудь надо было принимать. Страна не может себе позволить такой уровень социальной помощи, который на сегодня есть. Такого уровня нет нигде в мире. Речь не идет о том, что много платят, а о том, что это не упорядочено. У нас двойное, а то и тройное предоставление льгот. У нас нет вообще списка этих льгот. Да и вообще, понятие льгот в мире почти нигде не применяется, везде идет компенсация в денежном виде. Когда-нибудь это надо будет делать. Есть определенный конфликт: с одной стороны, нельзя увеличивать время выхода на пенсию, а с другой стороны, нельзя платить дважды – и пенсию, и зарплату. Это нонсенс: либо ты на пенсии, либо ты получаешь зарплату. Политикам надо определиться, что 65 лет – это норма", – сообщил он.
По словам эксперта, пенсионная система в стране уничтожена.
"У нас полностью уничтожена пенсионная система. Пенсионная система основывается на том, что пенсия должна соответствовать размеру отложенных человеком средств во время активной жизни. И тогда вопрос "Когда выходить на пенсию?" решается исходя из того, выживешь ли ты на ту пенсию, которую заработал, или нет. Если накопления пенсии в два раза больше минимального прожиточного уровня, то почему бы человека и не отпустить на пенсию. Европа очень удивляется, они говорят: "Вот вы бедствуете, говорите, что этого нельзя делать, но вокруг в мире пенсионный возраст отслеживается по уровню жизни", – заявил Ганущак.
Украине необходимо перейти к условно-накопительной системе пенсий, считает эксперт.
"У нас в среднем люди, выходящие на пенсию, доживают до 80 лет женщины, и до 75 лет мужчины. Живут очень долго и поэтому продолжать возраст выхода на пенсию – это абсолютно нормально. Надо перейти к условно-накопительной системе, когда отслеживаются все вклады в пенсионный фонд, а тогда уже вопрос самого пенсионного возраста отпадает сам по себе. Есть профессии, где процесс изнашиваемости человека намного выше, поэтому там норматив должен быть не 0,32, а 0,50. Например, шахтеры и металлурги. И тогда действительно человек может выходить в 45 лет на пенсию. Тогда у него накоплений достаточно. А может и не выходить – тогда он намного больше будет получать. Серьезный вопрос возникает, когда не заработал. Нигде не работал и не заработал. Тогда вообще не надо говорить о пенсии, а надо говорить о выплатах социальной защиты, которые должны быть мизерными", – заявил он.
По словам Ганущака, сейчас практически невозможно понять – какая именно у тебя будет пенсия.
"Единственный способ поощрять людей – это перейти на условно-накопительную систему. Тогда человек будет очень четко на сайте пенсионного фонда видеть, каким будет размер его пенсии и сколько денег в нее идет. Учет денег, которые мы отчисляли в пенсионный фонд, ведется с 2000 года, но связь между тем, какая у нас будет пенсия, и тем, что у нас высчитывается, очень-очень мизерная. Сейчас же культивируется уравниловка – работай – не работай, а помереть не дадут. Отсюда больше всего криков со стороны политиков: "Давайте увеличим пенсии!" Это самое опасное, потому что тут нет границы", – сказал он.
Эксперт считает, что политики охотно пользуются "пенсионным вопросом" в предвыборных гонках.
"Политики всегда безответственны и надо уже запускать гражданское общество, которое должно включить эту связь: отчисления на пенсии должны соответствовать уровню пенсионного обеспечения. Эта система несложная, но ее боятся запустить политики, потому что тогда политический люфт становится очень маленьким. Когда политик идет на выборы, он получает дополнительные баллы от того, что кричит: "Я увеличу пенсию!" Например, сейчас Оппозиционный блок кричит: "Мы за мир! Как только мы прекратим войну, мы деньги, которые должны были идти на увеличение пенсий, отдадим пенсионерам". И как только запускается система, позволяющая отслеживать уровень реальных пенсионных вкладов, у политиков заканчиваются люфты. Далее им надо будет более сложные конструкции придумывать – как экономику поднять. Тут интеллект должен быть, а с интеллектом у политиков очень слабовато. Легче всего кричать: "Увеличим пенсии!", – сообщил Ганущак.
Проводимые реформы, по его мнению, станут проверкой на прочность коалиции.
"Это чрезвычайно серьезная проверка на крепость коалиции. Уже видно, что коалиция как таковая существовать не сможет. Есть в ней слабые звенья, как, например, партия "Батьківщина", которая по определению не может быть при власти. Она всегда должна быть в оппозиции, за исключением тех случаев, когда Юлия Владимировна будет премьер-министром. Другие варианты не принимаются. Сейчас, фактически пользуясь оболочкой коалиции, партия "Батьківщина" будет делать свою программу и практически будет разрушать коалицию. Принятые вчера решения в социальном плане незначительны. Если посмотреть на электорат, которого это касается, то, в принципе, это не так много", – заявил эксперт.
По мнению экс-нардепа, у нас в стране всегда возникает ситуация, когда тот, кому сделали хорошо – молчит, а тот, кому плохо – кричит.
"Скрытая поддержка населением принятых решений есть. Нельзя говорить, что электорат против, но у нас всегда возникает ситуация, что у нас те, кто поддерживает, в большинстве своем молчат, а те, кому плохо, они кричат как сумасшедшие, а иногда и создают впечатление, что им плохо, даже если на самом деле хорошо. Яркий пример: подавляющее большинство городов районного значения вследствие изменений к бюджетному кодексу получили намного лучшие бюджеты. Но был сделан фон (и, кстати, Юлия Владимировна его сейчас раскручивает очень мощно), что бюджетный кодекс плохой. Так вот, все 99% городов, которым хорошо от принятого бюджетного кодекса, молчат. Молчит Киев, который получил + 5 миллиардов. Никто на защиту новой системы не становится, и это складывается в картину, что все очень плохо, что народ категорически против, что не сегодня-завтра будет третий Майдан. В этом отношении я могу сказать, что информационная политика Кабмина очень слабая", – сказал Ганущак.
Пенсии в Украине: что изменилось?
2 марта Рада провела внеочередное заседание, на котором обсуждались законопроекты из так называемого бюджетного пакета, на которых настаивает Международный валютный фонд.
Парламентарии приняли изменения в Налоговый и Таможенный кодексы относительно выплаты пенсий должностным лицам контролирующих органов и органов доходов и сборов,