Для определения справедливости судебных решений внутри страны есть механизм кассационного обжалования, а за ее пределами – Европейский суд по правам человека, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" адвокат, защитник семей Небесной сотни Павел Дикань.
"Несправедливые решения судов встречаются везде. В Украине, наверное, несколько чаще, чем в других странах. С настороженностью отношусь к этой инициативе Офиса президента создать механизм анализа решений судов в отношении ветеранов и общественных деятелей. От офиса часто поступают спонтанные решения, которые в большинстве случаев не реализуются, а что за ними стоит, вообще сложно догадаться. Похоже на очередную пиар-акцию", – отметил Дикань.
По его словам, основная задача Офиса президента – законодательная инициатива.
"Определять справедливость судебных решений – не полномочия главы государства. Для этого внутри страны есть механизм кассационного обжалования, а за ее пределами – Европейский суд по правам человека. Он медленно, но работает. Других механизмов нет. Такова основа независимости ветвей власти. Задача офиса – законодательная инициатива, которая должна пройти через парламент и потом имплементироваться", – подчеркнул адвокат.
По его мнению, сам анализ судебных решений не представляет большого труда, однако остается не совсем понятным, как поступать с несправедливыми приговорами.
"Пара грамотных юристов может через реестр судебных решений отобрать ряд дел с явными признаками несправедливости. Сразу возникнет вопрос, что с этим делать и как на это реагировать? Если инициатива ОП – повод подготовить изменения в кодексы, тогда она имеет право на существование. Законодательная инициатива у президента есть. Есть и очевидно несправедливые решения, например, дело генерала Назарова", – сказал Дикань.
Он считает, что гораздо важнее для Украины разработать принципиально новый Уголовный кодекс.
"Проблем в том, что системно к кодексам (Уголовному и Уголовному процессуальному) законодательная власть Украины так и не подошла. До сих пор действует так называемый портновский кодекс 2012 года, в который вносятся точечные изменения. Но, как правило, их последствия не просчитываются и возникают ситуации, как, скажем, с законом Савченко. Есть огромная проблема и по заочному осуждению. Реальной концепции нет, зато вносятся какие-то нормы, обрывочные статьи, которые в итоге не работают. С моей точки зрения, кодексы надо разработать с нуля. И это была бы правильная работа Офиса президента", – резюмировал Дикань.
3 марта Офис президента Украины предложил инициировать анализ уголовных производств, которые были начаты после 2014 года против ветеранов и общественных деятелей, "которые боролись с российской агрессией, ее гибридными проявлениями и могли стать жертвами произвола чиновников, правоохранителей и несправедливых решений судей".
Заявление Офиса президента появилось на фоне акций протеста, вызванных вынесением обвинительного приговора одесскому активисту Сергею Стерненко.
23 февраля Приморский райсуд Одессы признал его виновным по делу о похищении в апреле 2015 года тогдашнего руководителя одесского отделения пророссийской партии "Родина" Сергея Щербича. Активиста приговорили к семи годам и трем месяцам тюрьмы с арестом половины всего имущества. Такой же срок получил и другой фигурант дела Руслан Демчук. Стерненко отрицает причастность к инциденту.