$39.58 €42.26
menu closed
menu open
weather +9 Киев

Эксперт по кибербезопасности: Прошедшие отбор в киберполицию лучшие хакеры Украины будут жить в общагах МВД

Эксперт по кибербезопасности: Прошедшие отбор в киберполицию лучшие хакеры Украины будут жить в общагах МВД Никита Кныш: Во время отбора в киберполицию до финала смогли дойти люди, прошедшие отбор с конкуренцией более 300 человек на место

Фото: Никита Кныш / Facebook

Кандидаты, имеющие знания, достаточные, чтобы пройти все этапы отбора в киберполицию, на украинском рынке труда оцениваются в $1,8–4 тыс. ежемесячно, а им предлагают пройти обучение с оплатой 2,5 тыс. грн в месяц, из которых 2,53 вычтут за жилье и питание, сообщил эксперт по кибербезопасности, руководитель компании ProtectMaster Никита Кныш.

Прошедших отбор в киберполицию лучших хакеров,  которые на украинском рынке труда оцениваются в $1,8–4 тыс. ежемесячно, решили обучить, три месяца они будут жить в Харькове в общежитиях МВД с панцирными кроватями, сообщил эксперт по кибербезопасности, руководитель компании ProtectMaster Никита Кныш.

В своем блоге на "ЦЕНЗОР.НЕТ" он рассказал, как принимал участие во всех этапах отбора в киберполицию Украины.

"15 октября 2015 года стартовал набор в киберполицию. Министром внутренних дел Арсеном Аваковым было озвучено, что будет создана киберполиция, в которой будут работать так называемые хакеры, они же "специальные агенты" с зарплатой от 35 тыс. грн, и так называемые инспектора с зарплатой от 8 тыс. грн.", – напомнил Кныш.

"Позже были получены личные комментарии от руководства и сотрудников департамента киберполиции о том, что "специальных агентов" не будет (такой комментарий получил не только я) и то, что все идут "как инспекторы", а там "видно будет". Это было сказано "за кадром". Информацию о разнице в зарплатах (8 тыс. грн и 35 тыс. грн) при этом вроде как подтверждают", – добавил он. 

Эксперт сообщил, что в октябре 2015 года получил приглашение на первый этап отбора в киберполицию – компьютерное тестирование.

"Лично в моем классе люди уже через пять минут начали вставать и уходить. Тесты были довольно сложными, но не в плане информационной безопасности, а в плане того, что они были заточены под разработчиков и системных администраторов", – рассказал он. 

По словам Кныша, в декабре 2015 года он принял участие во втором этапе отбора – психологическом тестировании.

"Тут уже при себе необходимо было иметь целый комплект документов, а уровень подготовки компьютерных психологических тестов был еще выше, чем на предыдущем этапе...  весь тест из 500 вопросов, по сути, отражал только три:

  1. Вы берете взятки? / А может все-таки берете? / А если кто-то берет, то это плохо?
  2. Вы стрессоустойчивый? / Вы можете подчиняться? / Вы склонны к суициду?
  3. Вы употребляете наркотики? / А когда последний раз употребляли? / А может, хотя бы чуть-чуть употребляли?

И ежу было понятно, что на 90% вопросов нужно отвечать "нет" с минимальной задержкой. В целом пройти эти тесты не составляло особого труда, при условии, что вы знаете то, что от вас хотят услышать", – считает эксперт.

Он сообщил, что в конце декабря 2015 года получил приглашение на третий этап отбора – личное собеседование.

"Тут впервые удалось поговорить с живыми людьми и получить ответы хоть на какие-то вопросы. В комиссии присутствовали известные эксперты в области информационной безопасности и, конечно же, бывшие, я надеюсь, сотрудники МВД", – рассказал Кныш.

По его мнению, "разговор в целом был абсолютно конструктивным и по делу".

"Мне были заданы вопросы о практических навыках и реальных кейсах документирования и сбора информации в сфере информационной безопасности... На этом этапе меня как раз удивила прозрачность. В качестве интервьюеров не допускались люди, которые хоть как-то могли знать интервьюируемого. К примеру, в моем случае самоустранился человек, с которым мы были отдаленно знакомы", – рассказал он.

"У вас возникает логичный вопрос, откуда же я тогда знал, что это бывшие сотрудники МВД? Все просто: когда я стал упоминать практический кейс хищения кредитных карт сотрудниками МВД, у двух из четырех интервьюеров лица покрылись невероятным румянцем и они яро начали защищать структуру МВД, даже попросили меня после интервью остаться и передать им подобные факты... Стало понятно, что они причастны к работе в системе", – заключил эксперт.

По его словам, четвертым этапом отбора стала медкомиссия, на которой, помимо классического осмотра, кандидатов ожидало еще 300 вопросов во время компьютерного тестирования психолога, в том числе проверка уровня IQ.

Кныш сообщил, что после этого всем, кто прошел предыдущие этапы, пришло приглашение на обучение.

"Как понятно из письма, всех счастливчиков, которые прошли, просят прибыть в Киев и подписать контракт, на время обучения обещают платить 2,5 тыс. грн. за вычетом 580 грн. за проживание и 65 грн в день за питание. Если кто не посчитал, то 65×30=1950 – еда + 580 проживание = 2530. Итого: вы должны ежемесячно еще и доплачивать 30 грн", – посчитал он.

"Помимо таких "роскошных" финансовых условий, вас еще и просят подписать контракт, где черным по белому написано, что отправить вас могут в любую точку Украины по своему усмотрению и ни о каком выборе места службы речи быть не может. Это напоминает мне службу в армии, а не в интеллектуальном подразделении", – сравнил эксперт.

По его данным, будущие киберполицейские во время обучения в Харькове будут три месяца жить в общежитиях МВД.

"Проживание в университете МВД на уровне "да здравствует Советский Союз", где кровати с панцирными сетками и туалеты типа "сортир". Однако кандидатов обещают не привлекать к хозяйственным работам, как других курсантов", – отметил Кныш.

"Хочу напомнить, что кандидат со знаниями, достаточными, чтобы пройти все этапы тестирования, на украинском рынке труда оценивается от $1,8 тыс. до $4 тыс. ежемесячно (в гривневом эквиваленте это от 48 тыс. грн до 100 тыс. грн на момент написания статьи), а тут тебе на три месяца "курорта" предлагают зарплату аж минус 30 грн в месяц", – подчеркнул эксперт.

По его мнению, благородную идею создания киберполиции – профессиональных хакеров на службе государства – представители "старой школы" сводят к обучению бесполезных винтиков системы с обязательным отсутствием личного мнения и поиска здравого смысла в любых командах.

"Из процесса подбора кандидатов сделали цирк, где сначала отобрали всех реально лучших, потом нашли для них преподавателей, которых к тому же обучали, и уже обученными преподавателями начали обучать лучших хакеров Украины. Спрашивается, зачем тогда было отбирать лучших и кто отбирал тех, кто обучал преподавателей? Запутались? Вот и я не понимаю, зачем ковыряться в носу через пятую точку, если есть более быстрые пути?" – спрашивает эксперт.

"По поводу преподавателей и достойнейшей оплаты труда в обучении киберполицейских (100 грн за лекцию и 300 грн за методичку) мы, да и люди в интернете, неоднократно шутили, однако выводов никаких не последовало", – добавил Кныш. 

"Лично я прошел все этапы отбора и согласен... что это был отличный личностный квест, ведь до финала смогли дойти люди, прошедшие отбор с конкуренцией в 300+ человек на место. Лично я никогда бы не хотел вновь оказаться винтиком в такой системе, однако с радостью бы возглавил какое-нибудь самостоятельное подразделение", – подытожил он.