Адвокат Илья Новиков не имел права "влезать с нелепыми советами" относительно инициативы народного депутата от "Батьківщини" Надежды Савченко вести переговоры с лидерами "ДНР" и "ЛНР" . Об этом заявил адвокат Марк Фейгин в комментарии изданию "ГОРДОН" .
"Вчерашний пост Новикова маркирует его позицию. Подчеркиваю, я не комментирую заявление Савченко... Она человек прямолинейный, категоричный, поэтому комментировать политические заявления Надежды я не буду, потому что это могло быть вызвано разными причинами. Это во-первых, а во-вторых, я считал и считаю, что российские граждане, кем бы они ни были и кого бы они не защищали, не имеют права влезать в такую острую ситуацию со своими нелепыми комментариями, рекомендациями, советами украинскому общественному мнению. Потому что понятно, что между Россией и Украиной на Донбассе война, и какие бы благие намерения ни были у российских граждан, они могут произвести вот именно такой эффект", – отметил он.
По словам Фейгина, конфликт между ним, адвокатом Николаем Полозовым и Новиковым существует давно.
"Я говорил Новикову, чтобы он не лез ни со своими законопроектными инициативами, ни со своими безумными идеями относительно политических вопросов, касающихся дела Савченко. В какой-то момент, несмотря на то, что я его пригласил в это дело, он занялся вещами, далекими от своих непосредственных обязанностей. В Украине его считают гениальным адвокатом, но это человек совершенно без политического опыта, а его процессуальный опыт был задействован в деле Савченко совсем не в том объеме, который от него требовался. Также российская пропаганда создала совершенно нелепый миф о его непреходящей роли", – уточнил он.
Фейгин добавил, что Новиков считал президента РФ Владимира Путина не причастным к делу Савченко.
"Новиков все время предпринимал какие-то усилия политического характера, что не входило в круг его обязанностей и не было полезным для дела. И это сейчас проявилось в достаточно острой степени. До этого в интервью "Открытой России" он заявил о том, что Путин вообще не виноват, что его подставили в деле Савченко. Это позиция, которую он озвучивал неоднократно, что было еще одной причиной конфликта. Я считал и считаю, что дело Савченко в той или иной форме – это заказ самого высшего уровня из Кремля, и Путин несет ответственность за это непосредственно, никто его не подставлял. Это Путин всех подставляет, а самого Путина в России никто подставить не может", – считает адвокат.
По мнению Фейгина, любой адвокат, даже в политическом деле, не имеет права подменять собой политику.
"Пост Новикова – это попытка в наглой, агрессивной форме учить политический истеблишмент или общественное мнение в Украине вещам, от которых он далек и права морального на это не имеет. Адвокат, даже в политическом деле, подменять собой политику не может. Я считаю, что вот этот достаточно вызывающий пост является попыткой кого-то чему-то учить, что для меня представляется совершенно неприемлемым. И поэтому я попросил не ассоциировать мою работу с его заявлением. Чтобы из его заявления не делался вывод, что так же считаю я и мой коллега Полозов. Мы ясно обозначили это в своих ответных постах . Мы с ним не работаем, он работать с нами не будет... Подобного рода заявления, которые сделал Новиков, очень вредят нашей работе по защите и освобождению украинских политзаключенных. Вот моя позиция", – отметил адвокат.
Фейгин добавил, что ошибочно считать действия Новикова решающими в освобождении Савченко.
"Из Администрации Президента информации об обмене ни у кого не было. У меня информация появилась за день от Сергея Власенко, но я в это не верил. Я сказал, что не считаю, что Путин вот так вот возьмет, помилует и отпустит Савченко... Новиков ничего об этом обмене не знал, ему сообщили о том, что будет происходить, как он сам заявил, адвокаты Оксана Соколовская и Валентин Рыбин (адвокаты российских спецназовцев Евгения Ерофеева и Александра Александрова. – "ГОРДОН")... Поэтому этот миф был вызван единственным заявлением самого Новикова, которому доверяли тогда больше, чем теперь. Но реальность была другой: это была договоренность на высшем уровне первых лиц, конфиденциальность которой предполагала невозможность вмешательства в этот процесс ни адвокатов, ни кого бы то ни было еще", – уточнил он.
Фейгин добавил, что миф о важной роли Новикова в деле Савченко вредит самой Савченко.
"Миф о его роли в этом деле распространяется и необходимо это прекратить, потому что он вредит Надежде. Теперь Новиков собирается писать какие-то проекты законов... Я уже говорил, что не считаю вправе российских граждан лезть в законотворческую деятельность именно в Украине. Пусть он швейцарцам помогает, а лучше всего России попытается помочь провести законы", – отметил он.
Также Фейгин рассказал, что российская пресса "раскручивала" Новикова, освещая дело Савченко, в то время, когда имена двух других ее адвокатов было запрещено озвучивать.
"Было запрещено о нас упоминать в российской прессе. Вы можете судить по украинской прессе о наших интервью, выступлениях, но ничего подобного в России не было. Однако в какой-то момент было принято решение "раскручивать" Новикова как единственного адвоката в РФ в так называемых независимых СМИ. На нас же был прямой запрет. Почему? Чтобы в публичном пространстве можно было контролировать ситуацию с ведением дела и с освобождением Савченко", – заявил он.
Адвокат отметил, что действия Новикова вредили и продолжают вредить Савченко.
"Я думаю, не случайно Новиков играет в телевикторине "Что? Где? Когда", я к этому всегда относился с неким скепсисом. Новиков решил, что он политический деятель, и это очень сильно вредило делу... В частности, то, что он де-факто является проводником "закона Савченко", о чем я узнал лишь постфактум. А разве этот закон не вызвал недоумение и резкую критику в адрес самой Надежды, которая сидела в тюрьме? А наша задача была консолидировать общественное мнение в ее поддержку, а не наоборот, его разрушать", – подытожил он.
Надежда Савченко воевала на Донбассе в составе батальона "Айдар", попала в плен к боевикам "ЛНР" в июне 2014 года в Луганской области, а затем была вывезена в РФ. В марте 2016 года суд в Ростовской области признал ее виновной в причастности к убийству российских журналистов в Луганской области и приговорил к 22 годам лишения свободы. Свою вину летчица не признала. В ходе судебного процесса Савченко защищали три российских адвоката: Марк Фейгин, Илья Новиков, Николай Полозов.
В конце мая 2016 года стало известно, что украинские и российские власти договорились об обмене Савченко на российских военных Евгения Ерофеева и Александра Александрова, которые были задержаны в мае 2015 года в Луганской области и в апреле 2016 года признаны виновными в ведении агрессивной войны. Голосеевский суд приговорил их к 14 годам лишения свободы .
25 мая 2016 года Савченко доставили правительственным бортом в Киев, а российских военных – в Москву .