$41.28 €43.46
menu closed
menu open
weather 0 Киев
languages

Гмырин: Амнистия капиталов – инструмент латания бюджетных дыр

Гмырин: Амнистия капиталов – инструмент латания бюджетных дыр Проект закона о детенизации доходов Рада приняла во втором чтении и в целом 15 июня
Фото: depositphotos.com
Принятые Верховной Радой изменения в Налоговый кодекс Украины, касающиеся добровольного декларирования активов физических лиц, не будут способствовать детенизации экономики, так как вместо того, чтобы стимулировать владельцев теневых капиталов легализовать свою собственность, закон предлагает им юридически признать себя нарушителями налогового законодательства. Об этом пишет в своем блоге на портале LIGA.net доцент Университета государственной фискальной службы Украины, кандидат юридических наук Андрей Гмырин.

Проект закона №5153 о детенизации доходов и повышении налоговой культуры граждан путем добровольного декларирования активов и уплаты единовременного сбора в бюджет, который называют "законом о налоговой амнистии", Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом 15 июня. Документ предусматривает проведение одноразового специального добровольного декларирования активов физических лиц в период с 1 июля 2021-го по 1 июля 2022 года.

Гмырин отметил, что в ключевых моментах, которые будут определять ход и результат налоговой реформы, закон почти не отличается от своего первоначального варианта.

"Под амнистию подпадут активы, которые были получены за счет доходов, подлежащих налогообложению, но из которых не были уплачены налоги и сборы и/или которые не были задекларированы в течение любого из налоговых периодов, имевших место до 1 января 2021 года. Закон устанавливает период добровольного декларирования таких состояний с 1 сентября 2021-го до 1 сентября 2022 года. Право на легализацию теневых капиталов получат физические лица. Но это не будет касаться граждан, которые после 2010 года работали на государственной службе. Декларант должен будет документально подтвердить денежную стоимость объектов декларирования. Активы криминального происхождения под этот закон не подпадают, что полностью логично", – написал эксперт.

Он подчеркнул, что парламентарии оставили без изменений пункт об объемах сбора при подаче "нулевой декларации":

  • 5% от валютных ценностей, размещенных на счетах в банках Украины и от имущества, зарегистрированного в Украине;
  • 9% от валютных ценностей и имущества, размещенного за рубежом;
  • 2,5% от номинальной стоимости облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ).

Гмырин считает, что указанные в первых двух пунктах ставки налогообложения слишком высоки. По его мнению, государству следовало бы создать льготные налоговые условия (максимум до 5%) для инвесторов с амнистированным капиталом и установить дополнительные преференции для зарубежного капитала при возвращении его в страну.

При этом он одобрительно отозвался о таком инструменте легализации как приобретение ОВГЗ, но отметил, что ценные бумаги должны быть долгосрочными, а процедура их покупки – максимально упрощенной.

Наиболее критичной, по мнению аналитика, является норма закона, которая фактически устанавливает "презумпцию виновности" для декларантов. Согласно документу, лица, которые получат право на легализацию теневых доходов, но не воспользуются им, будут считаться не сообщившими контролирующему органу об отсутствии в их собственности активов, полученных или приобретенных за счет доходов, с которых не уплачены налоги. По словам эксперта, декларируя теневые доходы, физическое лицо юридически признает себя неплательщиком налогов, при этом государство сможет гарантировать ему защиту от преследований налоговых органов.

В предыдущей версии законопроекта предлагалось ввести процедуру подачи декларации в банк, это позволило бы обеспечить декларанту надлежащий уровень конфиденциальности и защищенности, но в окончательном варианте закона задекларированные доходы уже определены как налоговая информация, написал Гмырин. Его удивляет тот факт, что объектом декларирования не могут быть наличные средства.

"Наконец, закон говорит об амнистии капиталов, как о единоразовой акции. Но давайте будем откровенными и ответим на вопрос: много ли найдется желающих добровольно юридически признать себя нарушителями (пусть и в прошлом) налогового законодательства, да еще и заплатить за это государству 5–9% от задекларированной суммы? Без законодательных гарантий защищенности капиталов в будущем. Ответ на этот вопрос очевиден. То есть закон не сработает, и амнистию придется проводить повторно. Это ошибочный путь", – заявил юрист.

Гмырин считает, что с помощью принятых изменений правительство рассчитывает залатать дыры в бюджете.

"Анализируя принятый законопроект, прихожу к выводу, что правительство преследует краткосрочную цель – залатать дыры в бюджете за счет поступления налога от декларирования. Это прослеживается во всех аспектах законопроекта – от ставки налогообложения до определения ее объекта. Тогда как он должен был быть стратегическим, направленным на привлечение задекларированных средств в "белую зону" экономики Украины, – написал эксперт. – Государство должно создать отечественным предпринимателям такие условия, при которых работать легально и прозрачно будет экономически выгоднее и удобнее, чем в тени".

Контекст

Народный депутат от "Слуги народа", председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев говорил, что этот закон в первую очередь нужен "для простых граждан", которые за 30 лет накопили определенные средства. "Люди накопили их, уклоняясь от налогообложения. Налоговая амнистия дает возможность "выйти вбелую", закончить практику уклонения от налогов и начать свою финансовую жизнь с новой страницы", – заявлял нардеп.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что, по подсчетам Министерства экономики Украины, в 2019 году уровень теневой экономики составил 29% от объема официального ВВП, а в I квартале 2020 года – 31%.

После принятия закона о налоговой амнистии представитель МВФ сообщил, что эксперты Фонда анализируют документ на предмет невозможности использовать его для отмывания средств и коррупции.