Она отметила, что украинская энергетическая отрасль урегулирована отдельным договором об основании Энергетического сообщества – эта международная организация способствует интеграции третьих государств в энергетическую структуру Евросоюза. Поэтому на Украину была возложена обязанность учитывать практику Суда справедливости, которая была закреплена во внутреннем законодательстве, в частности в законе "О рынке электрической энергии".
В пример Комарова привела решение Большой палаты Верховного Суда, которая воспользовалась указанным механизмом и учла выводы Энергетического сообщества, которыми он признал нарушение Украиной обязательств в соответствии со ст. 41 договора об Энергосообществе в результате установления платы за услуги по передаче экспортируемых объемов электроэнергии. Однако она отметила, что впоследствии Кассационный хозяйственный суд отошел от предварительных выводов.
"В этом контексте недопустимо формирование противоречивой судебной практики, особенно на уровне высшего звена судебной системы. Как, например, по делу №910/14489/20, в котором Кассационный хозяйственный суд изложил собственную позицию и намерение отступить от выводов, сделанных по делу №910/9627/20, поскольку считает, что Украина не является членом Европейского союза и на нее в императивном порядке не распространяются решения Суда справедливости", – подчеркнула Комарова.
Она добавила, что в Украине уже сейчас следует начинать мыслить так, как этого требует членство в ЕС, понимая особенности правовой природы союза, который не является классической международной межправительственной организацией.
"Формирование БП ВС противоречивых позиций по делам №910/14489/20 и №910/9627/20 может стать критической точкой и препятствием для корректного и эффективного применения энергетического acquis (принципов, правил и норм, накопленных в рамках ЕС. – "ГОРДОН")", – подчеркнула Комарова.