Отказ в экстрадиции осужденных в РФ украинского режиссера Олега Сенцова и общественного активиста Александра Кольченко является типичной кремлевской тактикой. Таким мнением поделилась первый вице-спикер Верховной Рады и переговорщица в гуманитарной подгруппе трехсторонней контактной группы в Минске Ирина Геращенко на своей странице в Facebook.
"Отказ в экстрадиции Сенцова и Кольченко на второй день после Берлина (речь о встрече лидеров "Нормандской четверки". – "ГОРДОН") – типичная кремлевская тактика: показать всем "кузькину мать", поднять ставки в торгах, все опошлить", – написала она.
Геращенко добавила, что четверых ранее освобожденных из российских тюрем политзаключенных "мы также вытащили не через экстрадицию, а исключительно благодаря политическим договоренностям".
В мае 2014 года в Симферополе были арестованы четверо местных проукраинских активистов: Геннадий Афанасьев, Алексей Чирний, Александр Кольченко и кинорежиссер Олег Сенцов. В августе 2015 года российский суд признал их виновными в подготовке терактов в Крыму и поджоге офисов двух партий в Симферополе.
Афанасьев и Чирний согласились сотрудничать со следствием и получили по семь лет тюрьмы. Сенцов был приговорен к 20 годам лишения свободы, Кольченко – к 10 годам. В июне Афанасьева вместе с еще одним украинцем, Юрием Солошенко, обменяли и они вернулись в Украину.
21 октября 2016 года стало известно, что Россия отказалась передавать Украине Сенцова в рамках Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 года, ссылаясь на то, что у него российское гражданство. Позже стало известно, что Россия отказала в передаче Кольченко, также заявляя о его российском гражданстве.
При этом в марте 2016 года в докладе российского омбудсмена говорилось, что правовая неопределенность в отношении гражданской принадлежности Сенцова и Кольченко "была устранена и признано их украинское гражданство".