По данным СМИ, встреча членов ЕС запланирована на четверг, 13 ноября. Министры финансов соберутся в Брюсселе после того, как лидеры блока 23 октября пообещали обеспечить потребности Украины на 2026–2027 годы и поручили Еврокомиссии подготовить конкретные варианты финансирования.
По словам высокопоставленного чиновника, участвующего в переговорах, документ с вариантами комиссии пока не готов. Впрочем, по его мнению, есть только два реалистичных пути предоставить Украине €130–140 млрд, которые, вероятно, понадобятся.
Первый вариант – использовать замороженные российские активы, как предложила комиссия, пишет Reuters. В то же время Россия в прошлом месяце заявила, что такие действия будут незаконными, и пригрозила "мучительным ответом".
Большинство российских активов, замороженных в Европе, хранятся на счетах бельгийского депозитария ценных бумаг Euroclear. С начала полномасштабного вторжения России в Украину почти все эти бумаги погасились и превратились в наличные деньги, сообщает Reuters.
В случае использования замороженных активов, ЕС планирует заменить российские средства на счетах Euroclear бескупонными облигациями класса AAA, которые выпустит Еврокомиссия. Как говорится в статье, эти средства должны передать Киеву, а погашение произойдет только после получения Украиной репараций от России, фактически превращая ссуду в грант.
В такой схеме единственный финансовый вклад правительств ЕС – гарантирование ссуд комиссии, выданных для Euroclear. Риск того, что гарантии придется реализовать, очень мал, поскольку правительства ЕС сами решают, когда разблокировать российские активы. Высокопоставленный чиновник ЕС в комментарии агентству заявил, что, скорее всего, лидеры ЕС остановятся на модели "кредита на репарации".
Однако Бельгия, где расположен Euroclear, считает, что она будет ответственна в случае успешного российского судебного иска против компании. Поэтому страна хочет, чтобы правительства ЕС пообещали предоставить нужные средства для погашения в течение трех дней, если суд решит, что активы должны вернуть. Чиновники правительств ЕС говорят, что, даже если такая потребность маловероятна, мобилизация свыше €100 млрд за три дня станет большой проблемой для ЕС.
Сейчас, по словам чиновника, Бельгия настаивает на крепкой юридической базе операции и просит другие страны ЕС с замороженными российскими активами присоединиться, чтобы разделить ответственность. По информации СМИ, комиссия ведет переговоры с Бельгией, чтобы обеспечить поддержку лидеров ЕС в декабре.
Второй вариант финансовой поддержки Украины состоит в том, чтобы правительства ЕС привлекали средства на рынке, что потребует дополнительных расходов на уплату процентов. Этот вариант считается менее привлекательным: он увеличит долговую нагрузку уже сильно задолжавших стран и потребует ежегодной выплаты процентов – либо от Украины, которая не в состоянии их платить, либо от самих стран ЕС, отмечает Reuters.