Искренний порыв тысяч украинцев, требовавших отставки президента Леонида Кучмы в 2001 году, был инспирирован Россией, о чем стало известно спустя много лет. Об этом в интервью основателю издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону сказал генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, бывший одним из координаторов акции "Украина без Кучмы".
"Сегодня я вынужден признать, что тогда мой и многих тысяч участников акции "Украина без Кучмы" романтический порыв, желание сломить диктатуру были использованы Москвой. Сегодня, имея на руках материалы уголовного дела, прочитав их от корки до корки, я могу утверждать (это моя личная версия, но я в ней глубоко убежден!), что пленки Мельниченко – это операция ФСБ против украинского президента, который посмел заявить о несмелом, но четком движении к НАТО", – заявил Луценко.
Он напомнил, что в 2004 году бывший майор СБУ Николай Мельниченко, чьи записи из кабинета Кучмы послужили катализатором протестов, вдруг прибыл в Москву: "Показывает свежую газету с датой на Красной площади и через руководство ФСБ передает руководству СБУ приглашение, чтобы конкретные два человека от Кучмы прибыли к нему на переговоры о продаже пленок".
За Мельниченко стояли агенты российских спецслужб, входившие в руководство Украины, майора использовали вслепую, считает генпрокурор.
"Нас частично использовали – я вынужден это признать. Я был используемым, так как тогда еще не понимал глобальных процессов, – заявил он. – Мы порвали с диктатурой, дали хороший импульс на будущее, дали успешный пример единения, но проиграли геополитикам. Потом, когда стали умнее, стали раскусывать и эти фокусы".
Луценко: Янукович мне сказал: "Шо ты, сука, знаешь про чифирь? Такие, как ты, у меня на лагере сопли мертвяков сосали!" Читайте полный текст интервью
Кампания протестов "Украина без Кучмы" началась в конце 2000 года после публикации в СМИ аудиозаписей, свидетельствовавших о причастности президента к исчезновению журналиста Георгия Гонгадзе. Демонстрации продолжались до апреля 2001 года. Под давлением оппозиции Кучма отправил в отставку министра внутренних дел Юрия Кравченко и председателя Службы безопасности Украины Леонида Деркача.