"Эта перспектива реальна лишь настолько, насколько на нее добровольно или под принуждением согласится Россия. Президент Украины уже давно готов к такой встрече, так же, как и президент Турции, который постоянно об этом говорит. Президент США также демонстрировал готовность, например, во время своего визита на Ближний Восток. Но Россия не хочет. За три раунда переговоров их позиция в этом плане не изменилась", – заявил Джелялов, отвечая на вопрос журналиста.
По словам дипломата, сейчас Турция более активно демонстрирует готовность углубляться в украино-российские отношения, поэтому Эрдоган настойчиво продвигает идею этой встречи.
У Украины и РФ разная логика в вопросе подготовки к встрече лидеров, продолжил он.
Украина хочет, чтобы сначала было достигнуто перемирие, после которого стороны начнут переговоры ради достижения устойчивого и справедливого мира. У россиян же другой подход. Они настаивают, что сначала должны поработать экспертные группы, "что-то согласовать, и только тогда, если будет определенная явно желаемая для них перспектива, они будут готовы говорить о перемирии и возможной встрече президентов", пояснил посол.
"По сути, мы предлагаем прекратить убийства на время переговоров, а они хотят продолжать убивать, пока не будут согласованы позиции до встречи лидеров. Это происходит на фоне постоянных атак на фронте и на мирные города, гибели наших граждан и разрушения гражданской инфраструктуры. Именно поэтому мы считаем, что Россию нужно заставить пойти хотя бы на перемирие, а в идеале – на серьезный разговор о достижении мира", – отметил дипломат.
Сейчас, по словам Джелялова, Турция является лучшей площадкой для переговоров. Эрдоган может обеспечить безопасность для Путина во время этой встречи, тогда как многие европейские страны должны выполнить решение Международного уголовного суда на арест российского нелегитимного президента.
Также, по мнению дипломата, "роль Турции в деоккупации Крыма может быть выдающейся". Он обратил внимание, что последнее обращение Эрдогана к участникам Крымской платформы имело важные отличия.
"Во-первых, он назвал события в Украине войной, а не конфликтом или кризисом, что с дипломатической точки зрения является значительным прогрессом. Во-вторых, он четко заявил, что по международному праву Крым должен быть в составе Украины. Это очень мощное заявление. Я представляю, какую реакцию это вызвало у России", – подчеркнул Джелялов.