По законодательству РФ, дело репрессированного может получить любое заинтересованное лицо через 75 лет после его закрытия, однако российские бюрократы ссылаются на приказ "Росархива" №38 от 20 марта 2025 года о порядке отнесения документов к "служебной информации ограниченного распространения", говорится в сообщении.
Согласно ему, предполагается формирование перечня с отметкой "для служебного пользования", в который могут быть внесены документы, если их распространение "может создать потенциальную угрозу интересам Российской Федерации".
"Таким образом, историки, писатели, исследователи лишены возможности работать с архивными документами – их могут предоставить исключительно родственникам репрессированных, если те еще докажут свои родственные связи. Так Москва одним приказом "росархива" официально признала, что считает память о миллионах замученных и убитых во время сталинских репрессий угрозой национальной безопасности, а сами события тех лет – исторической необходимостью", – отметили в пресс-службе.
История с делами репрессированных – это составляющая общей когнитивной стратегии современной российской власти, подчеркивает украинская разведка.
"Отбеливание "вождя", создание мифов вокруг его личности активно происходит на разных уровнях. В июле текущего года коммунистическая партия РФ уже назвала доклад первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева "О культе личности [советского диктатора Иосифа Сталина] и его последствиях" на ХХ съезде КПСС "ошибочной и политически предвзятой". На территории России снова открываются памятники "вождю всех времен и всех народов", его имя чаще звучит в качестве примера для современных кремлевских власть имущих", – резюмирует СВР.