$41.28 €43.46
menu closed
menu open
weather -2 Киев
languages

Саморегулируемые организации не являются субъектами декларирования – разъяснение НАПК

Саморегулируемые организации не являются субъектами декларирования – разъяснение НАПК 22 марта 2021 года юридическое управление НАПК предложило председателю и членам Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, а также членам дисциплинарных палат подать электронные декларации
Фото: unba.org.ua
Председатель Национальной ассоциации адвокатов Украины и Совета адвокатов Украины Лидия Изовитова подчеркнула, что еще в 2020 году Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции предоставило разъяснение, из которого следует, что главы и члены квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры не должны подавать электронные декларации.

На председателей и членов Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры (ВКДКА), а также квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры (КДКА) распространяется норма о том, что саморегулируемые организации не являются субъектами декларирования, заявили 31 марта в Совете адвокатов Украины (САУ).

Это следует из разъяснения Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), которое получил и опубликовал на своем сайте САУ.

Вопрос о необходимости представления электронных деклараций главами и членами комиссий стал предметом обсуждения САУ после того, как 22 марта 2021 года в ВКДКА поступило письмо от юридического управления НАПК, в котором предлагается председателю и членам ВКДКА, а также членам дисциплинарных палат подать электронные декларации.

Председатель Национальной ассоциации адвокатов Украины и Совета адвокатов Украины Лидия Изовитова подчеркнула, что это письмо является необоснованным и противоречит официальному разъяснению НАПК о круге лиц, подпадающих под е-декларирование, полученному на запрос НААУ в 2020 году.

После того, как в октябре 2019-го был расширен круг субъектов е-декларирования, НААУ направила письмо председателю НАПК, чтобы получить разъяснение, распространяется ли действие закона "О предотвращении коррупции" на председателей и членов ВКДКА и КДКА.

Тогда НАПК предоставило разъяснение, что отнесение указанных лиц к субъектам, определенным подпунктом "в" п. 2 ч. 1 ст. 3 закона, может противоречить принципу правовой определенности, который является составляющей принципа верховенства права.

"Правовая неопределенность устраняет ответственность для членов КДКА и ВКДКА за непредставление деклараций – ведь НАПК эту неопределенность подтвердило и сослалось на решение Конституционного Суда по этому вопросу. И на этом мы ставим точку", – отметила председатель НААУ.

Председатель ВКДКА Сергей Вилков предположил, что письмо НАПК направлено на саботаж законопроекта, направленного на устранение правовой неопределенности в законе "О предотвращении коррупции". Внесением изменений в ст. 45 закона "О предотвращении коррупции" народные депутаты хотят поставить точку в вопросе, подпадают ли члены органов адвокатского самоуправления под действие этого закона и законодательно закрепить норму о том, что адвокаты не подают декларации.

"По моему мнению, действия НАПК направлены на то, чтобы посеять хаос среди адвокатов. Чувствуя, что фактически данный законопроект может быть принят со дня на день, они делают такой ответный ход – направили письма, и не только в ВКДКА и КДКА регионов, но и частным исполнителям и другим. И цель такова – когда адвокаты начнут подавать эти декларации, то любой в Верховной Раде скажет: "Так вопрос уже урегулирован и зачем нам принимать этот закон?" И отложат этот закон в дальний ящик", – считает Вилков.

В связи с этим САУ решила направить обращение в Верховную Раду, президенту, генпрокурору и в Верховный Суд о действиях отдельных лиц НАПК, "которые приводят к ущемлению интересов адвокатуры и направлены на огосударствление органов адвокатского самоуправления".