"Джозеф Байден говорит: "Мы не можем пока вас принять в НАТО, потому что у вас не преодолена коррупция". Давайте тогда мы, коллеги в парламенте, возможно, найдем еще какую-то платформу и спросим, что будет индикаторами преодоления такой коррупции? Мы уже с ней боремся, сколько я помню – в 2014-м, 2015-м... САП, НАПК, ГБР, НАБУ – кучу органов создали по борьбе с коррупцией. Получили, кстати, деньги: нам помогали и США, и Европа. И сейчас мы не можем даже понять, что именно имеет в виду Байден, когда говорит, что у нас есть огромные проблемы", – сказала нардеп.
Она напомнила, что в США есть закон про лоббизм, и то, что там называется нормальной лоббистской деятельностью, в Украине считается коррупцией.
"Что имеют в виду наши партнеры, называя нас глубоко коррумпированной страной? Когда мы поймем четкие индикаторы, которых мы должны достичь, которые мы должны преодолеть и побороть, тогда это будет предметный разговор. Пока это просто заявления", – резюмировала она.
Контекст
На пресс-конференции по итогам женевского саммита 14 июня на вопрос о словах президента Украины Владимира Зеленского, который "хотел получить четкий ответ "да" или "нет" о получении Украиной плана действий по членству в НАТО, Байден ответил, что это зависит от достижения украинцами требуемых критериев. "Факт, что они все еще должны искоренить коррупцию. Факт, что они должны выполнить другие критерии для того, чтобы получить ПДЧ... Это еще предстоит увидеть. А тем временем мы будем делать все возможное, чтобы предоставить Украине возможность быть в состоянии продолжать противостоять российской физической агрессии", – сказал он.
После победы Майдана в Украине было создано сразу несколько новых государственных структур, призванных бороться с коррупцией. В частности, запуск НАПК и электронного декларирования в 2015–2016 годах входил в требования Европейского союза для реализации безвизового режима.
Национальное антикоррупционное бюро было создано в Украине в апреле 2015 года.
Специализированная антикоррупционная прокуратура учреждена в сентябре 2015-го.
Закон о Государственном бюро расследований принят Верховной Радой 12 ноября 2015 года и также является частью так называемого пакета безвизовых законов.
Высший антикоррупционный суд начал работу в сентябре 2019 года.