Он отметил, что постановление Кабинета Министров по снижению цен на лекарственные средства "является логичным шагом государства в ответ на рост социального запроса по регулированию фармацевтического рынка", но проект этого документа не поступал на рассмотрение и согласование омбудсмена.
"Досадно, потому что некоторые аспекты вызывают беспокойство. Например, в случае отсутствия компенсаторных механизмов существует риск, что часть аптечных заведений, особенно в небольших населенных пунктах, может потерять экономическую способность работать. Это создает реальную угрозу сокращения аптечной сети в отдаленных регионах – там, где и без того доступ к медицинским услугам ограничен", – подчеркнул Лубинец.
По его оценкам, фактически вводятся предельные уровни снабженческо-сбытовых надбавок, расширяются контрольные полномочия государственных органов в сфере ценовой политики на медицинские препараты, а также запрещаются маркетинговые выплаты аптекам от производителей.
"Хочу заметить, что для многих аптек и дистрибьюторов, особенно небольших, именно эти выплаты были одним из ключевых источников дохода. Поэтому все экономические потери, в том числе удорожание энергоносителей, логистики и т.п., бизнес должен покрывать самостоятельно. Более того, потери дохода по отдельным позициям компенсируются повышением цен на другие препараты. То есть снижение цен касается только тех лекарств, которые включены в перечень Минздрава", – написал омбудсмен.
Он считает, что такие социально важные реформы должны основываться на принципе пропорциональности между целями государственного регулирования и реальными возможностями участников рынка.
"Право на доступ к лекарствам не ограничивается ценой – оно включает также географическую и физическую доступность аптек, ассортимент жизненно необходимых препаратов, безопасность и качество фармацевтического обслуживания. [...] Мы ожидаем взвешенной государственной политики, которая позволит одновременно и снижать цены, и поддерживать инфраструктуру, обеспечивающую это право".