Первый вице-спикер Верховной Рады Украины, представитель Украины в гуманитарной подгруппе трехсторонней контактной группы в Минске Ирина Геращенко считает, что лучше бы министры иностранных дел Франции и Германии Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнмайер во время своего визита на Донбасс посетили территории ближе к линии разграничения.
Об этом она написала на своей странице в Facebook.
"Конечно, лучше бы, чтобы министры увидели картинки Донбасса не только возрожденного и восстановленного, но и ближе к линии фронта, где-то в Широкино и Авдеевке. Потому что интересно услышать их мнение, как в Широкино проводить выборы и готовы ли они прислать туда граждан Германии и Франции наблюдателями. Но важно, что министры вообще выехали из Киева, значит, будем приглашать и в Широкино. Давить, что стоит своими глазами увидеть, как там все "подготовили" боевики к выборам", – написала Геращенко.
Она рассказала, что делали министры во время своего визита в Краматорск и Славянск.
"Они посетили офис мониторинговой миссии ОБСЕ, заслушали доклад о работе мониторинговых миссий, посмотрели на реконструкцию разрушенного боевиками моста в Славянске, который обещают закончить к концу года (кстати, некоторые дороги уже отремонтировали), и центр психологической помощи переселенцам, который создан при поддержке немецкого правительства", – отметила политик.
Она прокомментировала пикеты в Краматорске, где одна часть митингующих – родственники украинских военнослужащих – просили иностранных министров повлиять на освобождение пленных, а другая – общественные активисты – выступили против предоставления Донбассу "особого статуса".
"Иностранные гости к ним не вышли, к сожалению. Мы с главой МИД Украины Павлом Климкиным общались с мамами и женами сами. Европейцы не очень любят плохие новости, слезы, боль, страдания. Но мы будем доносить им правду о Донбассе, где сегодня слезы и боль, и страдания из-за российской агрессии. И чтобы это прекратилось, нужны не псевдовыборы под "Градом", а установившийся режим тишины, вывод российских войск, контроль над границей", – заявила Геращенко.
По ее мнению, сейчас нет предпосылок для рассмотрения политического блока вопросов Минских соглашений.
"Потому что стреляют, потому что Москва уже говорит, что не обещала тишину, потому что не отпускают заложников, потому что нет границы. Никаких выборов в таких условиях, конечно, быть не может", – заключила политик.
14 сентября Эро заявил, что Верховная Рада Украины должна рассмотреть и принять законы о так называемом особом статусе Донбасса ("Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей"), а также о выборах на этой территории.
Проведение выборов на Донбассе предусмотрено Минскими соглашениями. Однако их проведению должно предшествовать полное прекращение огня, отвод техники, а также освобождение заложников и восстановление контроля над линией государственной границы. Ни одно из этих требований не выполнено.
Изменение Конституции Украины до конца 2015 года также было одним из согласованных в Минске в феврале пунктов соглашения по урегулированию конфликта. В августе 2015 года украинский парламент принял в первом чтении законопроект об изменении Конституции в части децентрализации, предполагающий "специфический порядок" осуществления местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей, которые определяются отдельным законом. При этом украинские власти заявляли, что этот закон не будет работать, "пока оккупационные российские войска находятся в Украине".
На Донбассе в ночь с 14 на 15 сентября вступил в силу режим прекращения огня.
О недельном перемирии вчера на встрече глав министерств иностранных дел говорил Штайнмайер. Он отметил, что Москва пообещала придерживаться "режима тишины". В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль не мог обещать установления "режима тишины" на Донбассе, так как не является участником этого конфликта".