Первый контакт произошел в марте 2022 года, когда в руки Усова попал телефон одного из российских военных. В телефоне нашелся номер, принадлежавший командиру российского подразделения. "Ваш офицер мертв", – сказал Усов собеседнику.
Он отправил фото погибшего и предложил обмен телами. Эта импровизированная договоренность стала одним из первых шагов к системному переговорному процессу, говорится в статье. Но это было сложно, потому что не было доверия.
"Бои шли прямо под Киевом, нам нужно было убедить врага обменять людей. Но мы не верили друг другу", – рассказал Буданов.
Происходившее дальше стало самой большой волной обмена пленными в Европе со времен Второй мировой войны, пишет издание. Начавшиеся с нескольких трупов обмены медленно переросли в регулярную передачу сотен пленных.
Важно было понять логику действий оппонента. Для этого Усов ознакомился с научными трудами одного из русских переговорщиков о ближневосточных конфликтах. Это дало возможность понять, как выстроить рабочие контакты.
"Трудно воевать с ними, трудно договариваться, но мы делаем это честно", – отметил Усов.
Украине и России в течение полномасштабной войны удалось обменяться более 10 тыс. бойцов через линий фронта и безопасные коридоры в соседней Беларуси, пишет издание. Среди них около 1200 человек, которых обменяли в течение последних недель.
По словам швейцарского дипломата Тони Фриша, обмены производились и с 2014 года, но в меньших масштабах. Фриш, контролировавший переговоры, рассказал, что переговорщики спорили по каждому пункту, от написания украинских и российских названий до того, чьи войска где обстреливали. Тем временем швейцарцы вместе с Международным комитетом Красного Креста посетили военизированные тюрьмы и встретились с украинскими пленными, которые вспоминали, как их пытали, душили полиэтиленовыми пакетами, угрожали жизни их детей. Наконец, в течение примерно 125 встреч сторонам удалось обменять 600 пленных.
"Могу сказать вам, это иногда походило на обсуждение на рынке в Марокко относительно овец или коров", – сказал Фриш.