В отчете ОГП говорится о количестве уголовных дел о СОЧ и дезертирстве, возбужденных Государственным бюро расследований.
Военнослужащий и народный депутат Игорь Луценко предполагает, что реальные цифры могут превышать официальные данные. По его словам, подобная статистика не учитывает все случаи, ведь часть побегов просто не регистрируют.
"Разбегающаяся армия, которая из месяца в месяц теряет все больше людей из-за дезертирства и бегства из частей, – вот что является реальной опасностью для существования Украины", – считает Луценко.
Однако бытует и противоположное мнение. По словам офицера Генштаба, с которым общалось СМИ, речь идет не о количестве военных, а о количестве справок, оформляемых в таких случаях. Один человек может попасть в статистику несколько раз, если, например, переходил между подразделениями или возвращался на службу и снова шел в СОЧ. Из-за этого данные могут быть преувеличены почти вдвое.
Среди главных причин СОЧ – усталость, отсутствие ротаций, сложность переводов, а также неопределенность сроков службы. Некоторые военные считают, что новые контракты, предложенные правительством, могут отчасти решить проблему.
Речь идет о системе контрактов от одного до пяти лет с гарантированными сроками, которые министр обороны Денис Шмыгаль анонсировал 3 ноября. После завершения контракта военный должен получить годовую отсрочку от мобилизации. По словам министра, это ответ на ключевой запрос военных и их семей – "справедливость и предсказуемость".
По мнению военной Ярины Черногуз, возможность заключить фиксированные контракты с высокой зарплатой для тех, кто только сейчас решил уйти в армию, еще больше усугубило "раскол внутри армии".
"Я не люблю лишнюю драматизацию, но чем мы, те, кто от начала и еще до начала полномасштабного – на фронте, отличаемся от крепостных, если сравнить наше положение с гражданскими?" – заявила Черногуз.
СМИ пишет, что пока остается непонятным, как будут считать сроки контрактов Шмыгаля, в частности будут ли они учитывать то время, которое уже отслужили военные, будет ли у них выбор самим определять, сколько еще служить, смогут ли недавно мобилизованные заключить контракт на один год. Однако военный омбудсмен Ольга Решетилова призвала не торопиться с критикой. Она заявила, что когда "все доработается, вам понравится".