Наблюдатели поговорили с родными ребенка и побывали на месте происшествия. В Енакиево 7 апреля родители погибшего ребенка предоставили наблюдателям медицинское свидетельство, в котором указано, что мальчик умер 2 апреля от взрывной травмы и множественных осколочных ранений, говорится в отчете.
В этот же день представители миссии побывали в доме на северной окраине Александровского, в котором мальчик был в гостях, и зафиксировали многочисленные отверстия шириной от 2 мм до 7 см на главных воротах, в деревянном сарае, в двух металлических баках для воды и в деревянном заборе вокруг сада. Отверстия обнаружили в двух стенах дома и во входной металлической двери.
"Три стекла окна в юго-западной стене дома были разбиты. Внутри дома они видели отверстие в потолке кухни и еще два отверстия в гостиной, в юго-западной части дома. Установить, какой боеприпас стал причиной появления воронки, не представлялось возможным. По оценке, все указанные выше повреждения возникли недавно, предположительно в результате разлета осколков", – отметили в ОБСЕ.
Представители миссии общались с бабушкой мальчика, которая получила ранение в результате взрыва.
"Наблюдатели видели порез и синяк за ее ухом, по полученной информации, от попадания стекла из разбившегося окна", – сказано в отчете.
Контекст
Боевики "ДНР" 3 апреля обвинили украинскую армию в применении беспилотника, "снаряженного взрывным устройством", в результате чего в поселке Александровское якобы погиб ребенок 2016 года рождения. Аналитики StopFake проанализировали сообщения жителей в местных пабликах в соцсетях и связались с жителями Александровского и очевидцами инцидента. Они рассказали, что ребенок в том населенном пункте действительно погиб, но он подорвался на мине, которую нашел в гараже.
Украинская делегация в ТКГ сообщила, что расстояние от Александровского до линии соприкосновения – около 15 км, и это ставит под сомнение возможность использования на таком расстоянии беспилотника. Украина попросила ОБСЕ проверить информацию о гибели ребенка.
Представители ОБСЕ связались по телефону с бабушкой погибшего мальчика. Она рассказала, что во второй половине дня 2 апреля услышали звук взрыва, вышла на улицу и увидела внука лежащим на земле. На стене дома и на заборе женщина заметила следы от осколков. В донецком морге ОБСЕ сообщили, что ребенок умер от взрывной травмы и множественных осколочных ранений.
Спикер МИД Украины Олег Николенко заявил, что фейки об убитых детях – неотъемлемая часть российских психологических операций против Украины. По словам спикера украинской делегации в трехсторонней контактной группе (ТКГ) по урегулированию ситуации на Донбассе Алексея Арестовича, пятилетний ребенок погиб от взрывного устройства, которое он нашел у себя во дворе.
В официальном заявлении Министерства обороны Украины, опубликованном 6 апреля, говорится, что гибель мальчика может быть использована Россией как новый повод для вторжения. "Особенно цинично захожие россияне и коллаборационисты используют тему детей. От "распятого мальчика" в 2014-м до трагической гибели на днях ребенка от неустановленного взрывного устройства на оккупированной территории вдали от линии фронта. […] К счастью, мир уже научился адекватно оценивать идиотский фикшн из Останкино. Если же для Кремля подобные выдумки – это поиск "казуса белли", международное сообщество должно отнестись к этому со всей серьезностью", – настояли в Минобороны.