Родственники погибших и пострадавших во время обстрела пассажирского автобуса под Волновахой Донецкой области подали жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Ответчиками выступают Россия и Украина, сообщили изданию "ГОРДОН" в юридической компании ILF.
"Россия выступает ответчиком как государство, поддерживающее террористов на украинской территории. Основная претензия заявителей к Украине – нарушение права на жизнь и бездействие. Государство могло попытаться предупредить эту трагедию, минимизировать последствия. А если она уже случилась – провести эффективное расследование. Заявители чувствуют себя брошенными, с ними никто не контактирует – ни следователи, ни чиновники", – сказал специалист по защите прав в ЕСПЧ, советник юридической фирмы ILF Андрей Кристенко.
Помимо справедливости для заявителей, решения по аналогичным искам в дальнейшем могут помочь в будущем привлечь Россию к ответственности за военный конфликт и нарушения прав человека, считает юрист.
Хотя спустя два года после трагедии надежда найти непосредственных исполнителей крайне мала, тщательное расследование могло быть вскрыть множество важных деталей, которые могли бы предотвратить другие трагедии, полагают в юридической фирме.
Официальная причина, по которой не ведется расследование, в том, что предполагаемое место, откуда велся обстрел, находится на не подконтрольной Украине территории и следствие не может туда попасть. Это – универсальный ответ на многие жалобы по ведению расследований в зоне АТО, но и признание следственными органами собственной неэффективности, считает юрист.
"Люди устали, они два года не получают никакой информации, они не знают, что делается государством для выяснения личностей виновных. Они получили какие-то смехотворные выплаты – даже не от государства, а "депутаты скинулись". И здесь вопрос не в сумме, а в подходе, в отсутствии системной заботы об этих людях. Жалоба в Европейский суд – это, прежде всего, попытка обратить внимание на проблему. Не только по Волновахе, но вообще по зоне АТО. Сейчас на сайте ЕСПЧ создан специальный раздел для жителей Донецкой и Луганской областей", – рассказал Кристенко.
Адвокат Харьковской правозащитной группы Наталья Охотникова говорит, что одна только их организация за два с половиной года подала в ЕСПЧ около 200 жалоб в интересах людей, пострадавших от военного конфликта.
"Это жертвы кассетных бомб, минно-взрывных устройств, авианалета в Станице Луганской (Луганская область), снайперов. Важно, что все эти дела подаются против двух государств: России и Украины", – отметила Охотникова.
По ее словам, речь идет не только о разрушенном имуществе, пострадавших при обстрелах, но и о жертвах пыток, пленных, заключенных в тюрьмах на оккупированных территориях, халатности различных служб – правоохранительных и медицинских.
По многим делам, которые рассматривает ЕСПЧ, принимается решение о денежной компенсации, заявили юристы.
"Рассмотрение дела в ЕСПЧ займет не менее трех лет. В нашей судебной системе можно судиться еще дольше и ничего не получить, – говорит партнер компании ILF, специалист в области судебной практики Алексей Харитонов. – Исполнение решений европейской инстанции в Украине тоже больной вопрос, но решения ЕСПЧ – это защищенная строка бюджета. То есть деньги могут расходоваться только для целей выплаты по решениям ЕСПЧ и не могут быть направлены на другие цели. Она все меньше, но она есть, и деньги выплачиваются".
Компенсация – не главная цель родственников пострадавших под Волновахой.
"ЕСПЧ – не для того, чтобы назначать компенсации. Он создан, чтобы приводить законодательство стран-подписантов к общим правилам игры. Нужно менять законодательство там, где это необходимо, и эффективно расследовать дела. Беда в том, что расследования стали неэффективными не с началом конфликта. Они такие уже лет 15-20", – сказал юрист Кристенко.
13 января 2015 года боевики "ДНР" со стороны Докучаевска обстреляли украинский блокпост "Бугас" вблизи города Волноваха. Во время обстрела из установки залпового огня "Град" один из снарядов разорвался у рейсового автобуса, пассажиры которого проходили паспортный контроль на пункте пропуска.
В результате погибли 12 человек, пострадали 18.
Обстрел квалифицирован Генеральной прокуратурой Украины как террористический акт. В причастности к теракту подозревается так называемый глава "Донецкой народной республики" Александр Захарченко.