Вбрасывание и раскручивание на весь мир темы существования "тайных тюрем" в Украине является удачно реализованной операцией российских спецслужб. Об этом в статье для "Зеркала недели" написал бывший первый заместитель главы Службы безопасности Украины Виктор Трепак.
"Это могло произойти после того, как россияне не увидели кого-то из "своих" в списках для обмена, предоставленных украинской стороной. Не найдя их следов, они начали информационную атаку с последующим привлечением международных механизмов проверки вброшенной в СМИ информации о существовании "тайных тюрем" и истязании в них людей", – считает автор.
По его мнению, украинские бойцы, попавшие в плен, находятся в проигрышной ситуации по сравнению с задержанными боевиками.
"У российских военных, воюющих на территории Украины, пророссийских боевиков, террористов, их пособников есть четкое понимание того, что в случае попадания в плен их обменяют на украинских пленных. Когда россияне вербуют в свои ряды боевиков, то, кроме прочего, они им гарантируют освобождение из украинского плена. Украинским воинам никто таких гарантий не дает. И еще один показательный нюанс: захваченные российские военные довольно быстро возвращаются в Россию. А наши военные?" – задался вопросом Трепак.
Зарубежным правозащитникам хорошо известен статус лиц, которые в официальных документах называются "заложниками", пишет экс-замглавы СБУ.
"Украинские позиции несравненно сильнее во всех аспектах – правовом, международном, общегражданском. Поскольку у "них" находятся наши воины, которые защищали независимость и суверенитет Украины, действовали на основании Конституции, законов и норм международного права. А у "нас" – военные захватчики, террористы, их пособники и другие преступники, осуществившие вооруженную агрессию против Украины, посягнувшие на ее конституционный порядок, совершившие тяжкие преступления, что во многих случаях уже доказано судом", – отметил он.
Слабость Украины – в сокрытии механизмов и результатов обмена пленными, полагает Трепак.
"Общество вправе требовать от власти публичного отчета хотя бы об общих результатах уже осуществленного обмена. Вместо пиара, который периодически демонстрирует высшее политическое руководство государства на возвращении наших пленных, пусть проинформируют в цифрах и по категориям – кого на кого обменивали. Это никоим образом не повредит будущему процессу обмена (наоборот – может содействовать ему), но многое прояснит", – заявил автор статьи.
Отрицая существование тайных тюрем, Трепак, тем не менее, не исключил злоупотреблений со стороны силовиков.
"Одно дело – когда задержание и удержание осуществляются в боевой обстановке или прифронтовой зоне в чрезвычайных условиях, совершенно другое – когда это происходит далеко от фронта, в условиях стандартной ситуации. В таких случаях война не может служить оправданием злоупотреблению властью и должностным преступлениям", – резюмировал он.
3 июня помощник генсека ООН по правам человека Иван Шимонович заявил, что ООН зафиксировала на Донбассе "сотни случаев" нарушения прав человека, пыток и жестокого обращения с задержанными, как со стороны боевиков, так и со стороны украинских правительственных учреждений, в частности СБУ. В докладе ООН также говорится о "тайных тюрьмах" СБУ.
В июле международные правозащитные организации Amnesty International и Human Rights Watch опубликовали отчет, в котором также утверждалось, что пытают и незаконно удерживают гражданских лиц не только пророссийские боевики, но и украинские правительственные силы на Донбассе.
29 августа обе правозащитные структуры обнародовали доклад, в котором утверждалось, что из "тайной тюрьмы" Службы безопасности Украины в Харькове освободили 13 человек. Еще пятеро, в том числе двое граждан России, якобы до сих пор удерживаются по подозрению в терроризме.
Комментируя обвинения в наличии тайных изоляторов, в СБУ заявили, что готовы предоставить доступ к своим помещениям, чтобы доказать, что там никого незаконно не удерживают и не пытают.
1 сентября глава спецслужбы Василий Грицак с журналистами посетил харьковское управление СБУ, где, по информации правозащитников, незаконно удерживают подозреваемых.
5 сентября делегация подкомитета ООН по предотвращению пыток проинспектировала корпус следственного отдела СБУ во Львове, а 7 сентября побывала в Мариупольском управлении спецслужбы.