Благодаря советскому подходу "паркетного" командного состава Вооруженных сил Украины армия не может в полную силу использовать свои возможности, заявил в Facebook Роман Доник – харьковский волонтер, оказывающий помощь силам АТО.
"Когда кто-то удивляется тому, как долго ВСУ не могут покончить с ОРДЛОм (отдельные районы Донецкой и Луганской области – "ГОРДОН"), я, наоборот, удивляюсь, каким чудом у нас линия обороны минимум не по Днепру. У нас просто феноменальная способность штабного командного состава делать все не так, как нужно для эффективности в войне. Для своего спокойствия – да, но не для победы", – отметил он.
В качестве примера волонтер привел историю состоящих на вооружении ВСУ "Шилках" – советских зенитных самоходных установок.
"В один из самых сложных моментов, когда реально не было чем закрыть направления, начальник Генштаба Виктор Муженко принимает решение собрать все "Шилки", "поднять", привести их в готовность и сделать из них подразделение, которое в случае наступления могло бы выйти в поле и жечь все, до чего дотянется... Тот, кто видел хоть раз работу "Шилки" по наземным целям, никогда этого не забудет. Это просто адовы машины. Особенно если их пара десятков", – написал он.
Волонтер отметил, что "Шилки" – слабо защищенные машины и являются "практически смертниками", однако на начало войны у украинской армии не было вообще никакого серьезного вооружения, а подразделения формировалось из добровольцев. Он добавил, что "Шилки" морально устарели для борьбы с авиацией, однако очень хорошо подходили для использования пехотой.
"Все, кто шли служить в это подразделение, отдавали себе отчет, что они идут для того, чтобы в один день стать огненной стеной между наступающим противником и беззащитной Украиной. Ценой собственной жизни. Они отдавали себе отчет, что вся их жизнь была прожита для одного – выйти, отработать весь боекомплект... и если останутся живы, то успеть уйти. Но шансов у машин на базе МТ-ЛБ практически не будет. Знали, но понимая, чего от них хочет главнокомандующий, пошли", – рассказал он.
При этом Доник подчеркнул, что "Шилки" числились в войсках противовоздушной обороны сухопутных войск, а начальник ПВО решил использовать их для борьбы с беспилотниками, хотя те крайне неэффективны для этого.
"Для выхода на боевой режим "Шилке" нужно минимум две минуты. Или стоять дежурить с работающей турбиной. А это 90 литров топлива в час. И расход драгоценного ресурса. А другой высокий офицер тоже запросил себе "Шилку" с самым опытным экипажем в сектор, чтобы с помощью ее РЛС бороться с беспилотниками. Не уточнив, однако, что на всех этих машинах готовились к работе по наземным целям. Без подробностей скажу: ни хрена не вышло. В итоге генерал одного ведомства пошел навстречу полковнику другого ведомства и прокатал туда и обратно "Шилку" с экипажем за 200 верст", – рассказал он.
При этом волонтер отметил, что экипажи машин, которые откликнулись на призыв начальника Генштаба воевать, столкнулись со страхом командиров, мыслящих категориями 60-х годов на местах, которые панически боялись ответственности за технику.
"Даже прямой приказ начальника Генштаба использовать "Шилки" для поддержки пехоты трансформируется в то, что обученные и мотивированные экипажи будут стоять и охранять небо. Чтобы, не дай Бог, ничего с машинами не случилось. А что будет потом? А потом, в самое ближайшее время, экипажи, которые шли служить для того, чтобы воевать, уволятся, как отслужившие полтора года. А на вопрос "где ты воевал?" они будут прятать глаза и уходить от ответа. Им ведь никто не поверит, что в начале войны они шли для того, чтобы встать один раз в поле и умереть, но не пропустить врага. А потом, потом кто-то испугался принимать ответственность за технику. И они не попали на войну. Они просто тупо не попали туда, к чему готовились все это время", – посетовал Доник.
Он добавил, что из подобных историй состоит опыт взаимодействия родов украинских войск.
"Отдали бы эти "Шилки" в пехоту. Давно бы все было по-другому", – подытожил волонтер.
"Шилка" – советская зенитная самоходная установка, серийное производство которой начато в 1964 году. Вооружена счетверенной автоматической 23-мм пушкой. Темп стрельбы установки – 3400 снарядов в минуту. Наводиться на цель может вручную, полуавтоматически и автоматически. В автоматическом и полуавтоматическом режимах используется штатная радиолокационная станция.
Установка предназначена для прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на расстоянии до 2500 м и высоте до 1500 м, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 м. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.