Кроме того, расследователи выяснили имена и фамилии 2248 мужчин, которые выехали по разрешениям от Львовской ОВА и не вернулись.
По разным оценкам, "услуга" выезда за границу стоит $3–5 тыс. с человека, говорится в расследовании.
"Мы сознательно отказались от публикации фамилий уклонистов, зато решили сосредоточиться на исследовании общественных и благотворительных организаций, которые сознательно или бессознательно способствовали им, подавая соответствующие ходатайства в ЛОВА", – написали журналисты.
Рекордсменами стали две организации, которые действуют по одному адресу в городе Николаев Львовской области, – местный центр всеукраинского общества "Просвіта" и ОО "Театр "Хліб". Эти две организации входят в пятерку тех, кто получил больше всего разрешений через систему "Шлях", пишет NGL.media.
"Только от этих двух организаций смогли убежать около 200 мужчин", – говорится в материале.
Примерно 100 мужчин выехали с помощью организаций "Комісія із боротьби з корупцією в м. Самбір" и "Відродження нашої України", еще 150 – через организации "Легіон Січових Стрільців" и "Промінь нашої надії".
Как отмечают в исследовании, военные администрации и Мининфраструктуры не имеют доступа к базе пограничников и не знают о тех, кто уехал и не вернулся.
"Единственная публичная информация по этому вопросу – это информация временной следственной комиссии Верховной Рады, в которой указано, что по состоянию на конец апреля [2023 года] через "Шлях" уехали и не вернулись почти 19 тыс. мужчин призывного возраста", – говорится в материале.
Как подчеркнули расследователи, официального "черного списка" недобросовестных фондов и общественных организаций нет. Мининфраструктуры заблокировало доступ только для 10 перевозчиков.
"Лицензиаты вносят в систему "Шлях" своих водителей сами. Мининфраструктуры к ним не имеет никакого отношения. Эти 10, о которых я рассказал, – это как раз лицензиаты. То есть я перевозчик, я имею свой кабинет в системе "Шлях", мне не нужно обращаться ни в Мининфраструктуру, ни в областную администрацию", – пояснил журналистам заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач.
Он добавил, что юридических оснований, чтобы создать определенные "черные списки" организаций, нет.
"Сколько людей, которые не вернулись, например, достаточно для того, чтобы поставить организацию в "черный список"? Не вернулись люди или просто нарушили срок пребывания?" – сказал он.
Кроме того, не всегда о реальных планах своих водителей знают перевозчики, фонды или ОО, говорится в материале. Как пояснил замминистра, были случаи, когда водители транспортных компаний не возвращались без ведома руководства.
"Водитель просто бросает где-то грузовик, звонит по телефону и говорит: "Я фуру оставил, но в Украину не вернусь", – отмечают в материале.
Министерство сейчас нарабатывает документ, который сможет усилить контроль над уклонистами. Проект предполагает, что вносить водителей в систему могут только организации с опытом, которые уже работают хотя бы несколько месяцев. Кроме того, будут конкретные сроки рассмотрения их заявок, чтобы снизить коррупционные риски.
"Рассматриваем возможность запрета для организаций [относительно внесения в систему "Шлях"] на какой-то период времени. Если благотворительный фонд нарушил то, что мы прописали, то, например, полгода не сможет совершать поездки за границу, и это такой будет условный бан, который тоже, нам кажется, даст свой результат", – сказал Деркач.
Расследователи подчеркнули, что в настоящее время для мужчин, использовавших систему "Шлях" для выезда из страны, нет ни административной, ни уголовной ответственности.